Вот, я, например, понимаю, что мне надоели эти фильмы по комиксам - я захотел посмотреть драму... А у режиссера может быть такой психологический момент, что ему надоело все эти комиксы экранизировать и он снял драматический фильм?..
Аллея кошмаров. Nightmare Alley. Нуар. Режиссёр Гильермо дель Торо. 2021
Честно скажу, что я уже привык к жанровой принадлежности Гильермо дель Торо, доверяю и не сильно придирчиво оцениваю всякие его нетленки - уже, пожалуй, и культовые - Блэйды, Хеллбои; некоторые зигзаги типа Тихоокеанского рубежа и Формы воды... Словом, Оскар в итоге заслуженный и не счастливая случайность.
Ну, и тут видимо творческий поиск...
И надо сказать, что он в новом своем творении "стоял на плечах колоссов".
Книга такая была, послевоенная с аналогичным названием у Уильяма Линзи Грэшема:
Вот надо сказать вся экзотика и специфичность фильма (фильмов) из книги; и сюжет цирковой, и своего рода психологизм... Я бы отметил, что и построение книги, и участие в сюжете карт Таро (см. обложку) более ярко выражено чем в фильме, даже главы называются по мастям карт. А в фильме - как-то опосредовано и невнимательно с этим моментом.
Книга, надо сказать, по отзывам при всей её мрачности положительный в целом отзыв приобрела.
И ещё фильм давнишний был -
Пишут, что тот фильм при весьма немалых затратах получил неоднозначные отзывы...
Скажу так, что и новый фильм вызывает неоднозначные впечатления. Начиная от банальности, что книга всегда лучше фильма; и заканчивая некоторыми невнятными и незаостренными сюжетными решениями.
Я бы так сказал, что при всех мистической и паранормальной возможных составляющих сюжета авторы ударились в "махровый материализм марксистского толка", объясняя и представляя обстоятельства происходящего исключительно логичными или там бытовыми действиями.
Вот в плане актеров, кстати - и вытягивающих фильм, над отметить столь славный "зверинец".
Брэдли Купер - Стэнтон «Стэн» Карлайл: главный герой
Уиллем Дефо - директор ярмарки
Тони Коллетт - ясновидящая
Рон Перлман - цирковой артист и "родственник"
Руни Мара - Молли Кэхилл: возлюбленная и напарница Стэна
Кейт Бланшетт - практикующий психолог
(Ещё там Ромина Пауэр фигурирует в эпизодической роли, но я её как-то не заметил и не отметил)
Суть сюжета, не раскрывая в целом интриги повествования, сводится к следующему.
Стэн в поисках смысла жизни и своего места в ней оказывается в бродячем цирке с достаточно экзотическим для нашего времени составом представления - уроды, медиумы и прочее, словом - "обман, везде обман..."
Сначала прозябает на вторых ролях обслуживающего персонала в итоге прибивается к семейке медиумов и обучается их тайнам мастерства. Авторами фильма это мастерство сводится к банальному обману зрителей посредством скрытых трюков и знаков, наличие какой-нибудь парапсихологии - не предполагается. Там же, на площадке Стэн знакомится со своей девушкой, выступающей с оригинальным номером при поддержке родственников в штате цирка.
Постепенно Стэн со своей смазливой внешностью и какими-никакими манерами втирается в доверие к медиумам в силу ряда жизненных и психологических обстоятельств. А потом и начинает участвовать в их шоу, оказывая полезные услуги и цирку в целом.
И в какой-то момент Стэн вырастает из рамок заштатного заведения и со своими свежеприобретенными талантами и "электрической девушкой" отправляется в Нью-Йорк; где продвигается достаточно быстро и успешно со своим новым шоу.
И такой бешеный успех, конечно, привлек внимание сильных мира сего - и в плане использования его навыков для личной пользы, и в плане получения информации с того света. Надо сказать, что тут товарищ и поплыл - допустил вполне себе служебный роман в ущерб семье, потерял контроль над финансовыми потоками, да и в целом как-то наивно себя повел...
При этом, надо отметить, что свои нечистоплотные привычки с преображением в новый облик и новый статус Стэн не бросил - что-нибудь там своровать беззастенчиво, в глаза соврать откровенно, наступить на горло собственной совести; всё осталось с крепком сложившемся характере. Да и клиенты богатые - совсем другой уровень доходов.
Однозначно, на деньги позарился, перейдя за грань допустимого в своем обмане клиентов и растеряв остатки, может быть, и имеющейся совести. Последствия не заставили себя ждать - и в виде проверок добросовестности, и в виде непоправимых случаев.
Вот тут я хочу сказать, что по мне было бы в рамках жанра представить этакое наказание в виде божественного наказания или происков потусторонней силы, каких-то материализовавшихся нравственных законов. Авторы же, не сильно заострились на этой проблеме, объясняя профессиональные неудачи и проблемы с законом семейными неурядицами и проявившимся бытовым алкоголизмом.
В итоге, всё завершилось закономерно. Останавливаться на этом не буду - это одна из основных фишек книги, перекочевавшая затем в фильм. Скажем так, решение о наказание достаточно круто, интересно, жестко и жестоко; хорошо придумано...
В плане жанра фильма, определил бы его просто драмой, каких-то ужасов или других вещей я там не увидел.
Нуар... А что нуар?! Я бы сказал, что фильм снят в такой старомодной манере - с освещением страдальческих и чувственных глаз актёров, с монтажом сцен через сжимающуюся диафрагму, ну и прочее подобное. Особых восторгов, скажу сразу в таких решениях, не вызвало.
Оценивая фильм в целом, скажу, что можно с теми же актёрами сделать лучше.
Короче говоря, я, наверное, возьму кредит в банке и сниму этот фильм по-другому...