Рецензия | Прометей (2012)

Mar 09, 2024 15:47


С фильмами по франшизе «Чужой» у меня связана забавная история прямиком из детства: первые две части я посмотрел примерно в десятилетнем возрасте (возможно, и немного раньше, но кто сейчас это вспомнит?) и, должен признаться, сильно боялся. Это было моё первое знакомство с фильмами ужасов, и не встречав доселе ничего подобного, я был просто шокирован происходящим на экране. Но, несмотря на это, первую часть я просмотрел от начала и до конца. Да, было страшно, но я собрал всю свою детскую волю в кулак и справился. А спустя несколько дней приступил к просмотру второй части. Уже не помню подробностей сюжета, но, судя по всему, градус ужаса в сиквеле был ещё выше, потому что в один прекрасный момент я в страхе отвернулся к спинке дивана, чтобы не видеть творящуюся на экране вакханалию и… уснул. Да-да, буквально уснул от страха. Как правило, после просмотра ужастиков дети подолгу не могут заснуть, на меня же тот фильм подействовал ровно противоположным образом. С тех пор, разумеется, я отношусь к фильмам ужасов гораздо спокойнее, хотя назвать данный жанр одним из любимых всё же не могу.

Так, стоп! Причём здесь «Чужой», если в заглавии поста стоит совсем другое название? Всё дело в том, что «Прометей» (2012) - это приквел серии фильмов об ужасных инопланетных чудовищах, в котором повествуется о том, кто такие Создатели (или «Инженеры», как называют их в других переводах) и как вообще появились Чужие. А ещё в «Прометее» авторы (к работе над франшизой снова вернулся Ридли Скотт) отошли от привычной концепции «Чужих» как фильмов ужасов и создали классическую космическую научную фантастику, в которой на первое место водружается некая идея, а не происходящий на экране экшн. Конечно, определённые пугающие моменты встречаются и в «Прометее», но их там чрезвычайно мало и создаются они за счёт нагнетания тревожной атмосферы, а никак не благодаря шаблонным скримерам, когда то или иное чудовище резко выскакивает из-за угла.

Сюжет «Прометея» рассказывает историю одноимённого космического корабля, управляемого человекоподобным андроидом (вся остальная команда находится в стазисе) и летящего к далекой планете, указание на которую было найдено в различных доисторических земных источниках.

Прибыв на планету, пробудившаяся команда отправляется изучать неизведанный мир и обнаруживает загадочное сооружение, воздух внутри которого оказывается пригодным для дыхания. Там же они находят и некий зал с монументом в виде огромной человекоподобной головы, усеянный капсулами с неизвестной жидкостью, а также мёртвого великана. Вынужденная прекратить исследование из-за надвигающийся бури команда забирает с собой на корабль голову инопланетянина, дабы попытаться пролить хоть немного света на то, что за существа когда-то здесь обитали. Однако не все действуют в интересах проводимого исследования, что в итоге приводит к чудовищным последствиям.

Как я уже упоминал, «Прометей» относится к той категории фильмов, в которых идея превалирует над визуальной составляющей (поэтому не исключаю, что любителям зрелищных кинолент он может показаться скучноватым). В нём авторы рассуждают на тему креационистского создания жизни на Земле, но не в разрезе религиозного представления о Боге как создателе, а развивая теорию о том, что жизнь на нашей планете могла появиться в результате осознанной деятельности некой высокоразвитой инопланетной цивилизации. При этом параллельно рассматриваются сразу две линии отношений «создатель - детище»: между инопланетянами и людьми, а также между людьми и человекоподобным андроидом Дэвидом. В ходе этих рассуждений поднимается множество философских вопросов, главный среди которых - желание создания самому стать создателем, возвысив тем самым себя до уровня бога.

Помимо качественного и глубокого сюжета, «Прометей» также может похвастаться великолепным актёрским составом. Главные роли в данном фильме исполнили Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Идрис Эльба, Гай Пирс, а также Нуми Рапас (звезда фильма «Девушка с татуировкой дракона»). И это не остаётся незамеченным: всё происходящее выглядит крайне убедительно, без намёков на фальшь или переигрывание со стороны артистов. Отдельно хотелось бы выделить Майкла Фассбендера, исполнившего роль андроида. Это - эталонный пример того, что актёрам важно уметь не только правдоподобно изображать весь спектр разнообразных эмоций, но и полное их отсутствие.

Как и любой хороший философский фильм, «Прометей» ставит много вопросов, но даёт мало ответов, позволяя зрителям не потерять послевкусие от увиденного и попытаться самостоятельно прийти к каким-либо выводам, сформировать своё мнение по поводу поднятой темы. Кроме того, «Прометей» - это великолепный научно-фантастический фильм о космосе и искусственном интеллекте, иных мирах и инопланетных цивилизациях. Он вобрал в себя всё то, за что я и люблю данный жанр, и чего каждый раз жду от научно-фантастических картин. Поэтому если вы также являетесь ценителем подобных работ, то я однозначно рекомендую «Прометей» к просмотру. Несмотря на то, что вышел данный фильм уже практически 12 лет назад, и по сей день он выглядит не хуже самых высокобюджетных блокбастеров.

* * *
Вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас - пустяк, а для меня - стимул писать больше, лучше, интересней!

Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Facebook | VK | Twitter | Instagram

#10фильмов, Кинематограф, #веснаестьвесна

Previous post Next post
Up