Летом прошлого года мы с друзьями прошли ещё один увлекательный маршрут, протяжённость которого составила около 18 километров. Наш путь пролегал через прекрасный прибалтийский сосновый лес, по Ценскому болоту (тропа по которому превышает 6 километров в длину, что делает её одной из самых больших болотных троп во всей Латвии) и мимо глухой сельской местности. Кроме того, мы посетили восстановленные окопы и боевые укрепления времён Первой мировой войны - интереснейшее и практически уникальное для Латвии место, находящееся, при этом, буквально посреди лесной чащи (а посему - малоизвестное даже в среде матёрых путешественников).
В этот раз маршрут нашего похода был кольцевой: он начинался и заканчивался в деревушке Циелавас, название которой переводится с латышского языка как «Трясогузки». Добраться до неё можно либо на маршрутке, которая 2 раза в день курсирует из Риги (правда, только по рабочим дням, да и до центра латвийской столицы доезжает лишь однажды, тогда как во второй раз заканчивает свой рейс в рижском пригороде Пиньки), либо на машине. Также можно по трассе А9 (шоссе Рига - Лиепая) доехать до поворота с соответствующим указателем, а потом просто по просёлочной дороге дойти до деревни, но в таком случае нужно рассчитывать на то, что общая протяжённость рассматриваемого нами маршрута увеличится на 5 километров (по 2,5 километра в каждую сторону).
Как видите, даже из Риги добираться сюда - весьма и весьма неудобно. Что уж говорить о Юрмале? И это при том, что от нашего места сбора на машине можно доехать до вышеупомянутой деревни за какие-то ничтожные полчаса (40 километров пути). Поэтому выбор транспорта, я полагаю, вам очевиден.
Машину мы оставили практически на въезде в Циелавас, у самых первых домов. Там есть неплохая асфальтированная площадка, на которой хватает места не только цеилавским жителям, но и таким вот заезжим гостям. Судя по всему, раньше здесь был даже небольшой сквер с прудом, но сейчас от него осталась лишь полузаросшая тропа к водоёму, да площадка для машин.
О самой деревушке я расскажу в заключительной части поста, так как и осмотрели мы её уже в самом конце маршрута, а сейчас двинемся на запад по довольно-таки широкой лесной дороге.
Как оказалось, рельеф здесь - на редкость холмистый, что вообще не характерно для данной части Латвии. Единственное имеющееся у меня предположение заключается в том, что это - прибрежные дюны некогда плескавшегося тут Литоринового моря, хотя до современной береговой линии отсюда - 9 километров по прямой. Но, возможно, море могло отступить и столь сильно.
Весь лес поделён на пронумерованные сектора, между которыми вырублены противопожарные просеки. Хотя, конечно, я не очень представляю, как они, случись пожар, будут препятствовать падению горящих деревьев с одного сектора на другой. Но, возможно, они хотя бы замедляют распространение огня.
Так как идти по обычной дороге скучно, мы взобрались на дюны и пошли по их вершинам, благо, небольшая тропинка там имелась. За это лес вознаградил нас целыми зарослями крупной, спелой и прямо-таки даже сладкой брусники. Скажу честно: столь вкусную бруснику я не ел никогда! Удивительно, что тут её вообще никто не собирает.
Внезапно посреди леса показался хутор.
Как известно, именно одиночные хутора - это традиционный вид поселения латышских крестьян прошлых веков. Подавляющее большинство существующих ныне деревень - это либо поселения, выросшие вокруг некоего поместья, либо следствие советской коллективизации. Исключение составляют рыбацкие деревни, но сегодня речь не о них.
Неподалёку от хутора находится средних размеров братское кладбище, так как в этих лесах во время Первой мировой войны проходили знаменитые Рождественские и Январские бои (с 23 декабря 1916 года по 17 января 1917 года по старому стилю). В них 12-я российская царская армия, в состав которой входили и отряды латышских стрелков, пыталась переломить ход войны. Данные бои закончились лишь частичным успехом царских войск: фронтовая линия была прорвана, однако отбить назад ни Елгаву, ни, тем более, Курземе в ходе этих сражений не удалось.
Вообще, в этом районе на большой площади разбросано огромное количество памятных мест, связанных с событиями тех лет. Чтобы осмотреть их всех, наверное, не хватит и дня, поэтому в этот раз мы лишь немного коснёмся данной темы. Стоит также отметить, что подавляющее большиство военных объектов - это копии, восстановленные по письменным и фотоисточникам. Но, я думаю, это и так понятно, и было бы глупо надеяться, что различные окопы и блиндажи простояли более века в своём первозданном виде.
Прямо напротив братского кладбища располагается военный склад медикаментов. В момент нашего визита он был закрыт, и никаких сообщений о возможности его посещения нигде не было. Однако внутри находится небольшая экспозиция, так что, я предполагаю, во время каких-то мероприятий склад открывают. Кстати, данную экспозицию я смог увидеть только на фотографии, сделанной со вспышкой, так как внутри помещения - кромешная тьма.
Но это - далеко не главная местная достопримечательность. Если немного углубиться в лес, то можно отыскать реконструкцию окопов, землянок и прочих военных сооружений.
Вот они. Я не военный эксперт и не могу знать, сколь реалистична данная реконструкция, но выглядит она впечатляюще! Там даже колючая проволока перед окопами натянута, чтобы враги в ней запутались (поэтому и посетителям следует ходить аккуратно).
Всё время, пока мы прятались там от вымышленных снарядов и пуль, меня не покидали мысли, что здесь, на самом-то деле, проведён колоссальный объём работы. И трудился над восстановлением тут явно не один энтузиаст, а группа людей, и заняло это у них тоже не пару часов, а дни и недели. И получилось-то отлично!
Но для кого всё это сделано? Ради нескольких десятков человек, которые оказываются здесь волею случая? Ведь даже в масштабах Латвии об этом месте мало кто знает. Да что там Латвии! Даже в масштабах Риги и её окрестностей! Да, конечно, события тех лет широко известны и входят в школьную программу. Но если объединить все военные памятники и объекты, находящиеся в окрестных лесах, в один мемориальный комплекс, то даже многие его части будут в разы популярней и известней данной реконструкции (тот же Ложметейкалнс (Ložmetējkalns) с огромной смотровой вышкой). Тогда как это место и на Гугл-картах-то не отмечено. Мы провели здесь более получаса, и за всё время встретили лишь одну женщину, которая, к тому же, была мало похожа на посетительницу, а, скорее всего, живёт на ближайшем хуторе и подрабатывает смотрительницей местных достопримечательностей. Всё, больше мы не увидели там ни души, хотя на дворе стоял замечательный летний солнечный и, к тому же, выходной день.
Вернувшись назад к хутору, который находится как раз на перекрестии лесных дорог, мы повернули и пошли на юг по более-менее широкой дороге. Иногда мимо нас даже проезжали автомобили.
На протяжении пары километров пути с одной стороны дороги лес был обнесён весьма внушительным забором, за которым паслись коровы (на фото их, к сожалению, не видно, но они там вправду были). Весьма странный выбор места для пастбища. Сильнее меня удивляла, пожалуй, только отара овец, пасшаяся в двух остановках от центра Гамбурга.
А вот хутор, к которому и относится весь этот огороженный забором лес.
Заметил, что многие почему-то думают, что хутор - это какая-то полуразвалившаяся изба с нищим крестьянином в ней. Это, конечно же, глупый стереотип. Конечно, встречаются и подобные хутора, но весьма часто попадаются и совершенно другие: современный дом с проживающими в нём представителями среднего или околосреднего класса. Ведь хутор - это свобода, огромные природные территории вокруг, отсутствие соседей и возможность обустраивать свой быт так, как ты сам этого хочешь (что не получится сделать не только в квартире, но и в собственном доме, располагающемся посреди плотной частной застройки). Разумеется, свои минусы есть везде, и здесь это - удалённость от чего бы то ни было, что обязывает иметь по отдельной машине на каждого взрослого члена семьи, а также жертвовать большим количеством свободного времени просто на перемещение из дома до пункта назначения. Но, на мой взгляд, это - не слишком уж большая плата за все те преимущества, что дарит жизнь на хуторе.
Ну а мы двигаемся дальше.
Маленький лесной житель.
Так постепенно мы подошли ко второй крупной точке нашего похода - Ценскому болоту и тропе по нему. Как видите, здесь людей уже гораздо больше.
Главное отличие данного болота от всех других, о которых я рассказывал прежде, в том, что на его территории до сих пор добывают торф. И вы можете даже прогуляться вдоль торфяных разработок, а в будние дни, если повезёт, то ещё и понаблюдать за самим процессом добычи.
Наблюдать можно с этой вышки.
Впрочем, и без процесса добычи сверху открываются чудесные виды.
Внизу - стенд с образцами торфа.
Ну а мы отправляемся в путь по специально оборудованной тропе.
Некогда Ценское болото являлось вторым по величине в Латвии, но в результате человеческой деятельности уменьшилось примерно в 3 раза. Тем не менее, в наши дни его площадь достигает серьёзных 6000 гектаров, и такому большому болоту полагается большая тропа - её протяжённость составляет 6 километров, делая данную тропу одной из самых больших среди полностью оборудованных деревянным настилом (а подобных троп в Латвии, как вы могли заметить по моему блогу - множество).
Обильные заросли вереска. И нафиг не нужна эта ваша лаванда!
Пройдя зону торфяных разработок, тропа образует кольцо. Самые интересные, красивые места начинаются, конечно же, именно там.
Здесь уже присутствуют мои любимые миниатюрные деревья, возраст которых, на самом деле, может достигать не одну сотню лет.
На территории Ценского болота можно встретить даже карликовую берёзу, которая широко распространена на севере континента, но для Латвии - большая редкость.
А вот здесь уже опасно. Если вы вдруг оказались посреди болота и не видите поблизости накакой тропы, то старайтесь идти по тем участкам, на которых произрастает хотя бы небольшой кустарник; шанс «уйти по-английски» там в разы ниже.
Хотя я однажды видел, как в подобном болотном озере купались люди. Но тут уж если ума нет, то ничего не поделаешь. Мы в этот раз даже провели эксперимент: нашли ствол высохшей сосны высотой около 2,5 метров, и попытались нащупать им дно у края такого вот озера, при том, что илистая поверхность дна была видна сквозь слой воды. Палка ушла в болото, как нож в масло, но спустя пару минут её уже невозможно было вытянуть, сколь много усилий мы для этого ни прикладывали: болото намертво схватило бывший сосновый ствол. А теперь можете представить, что это была не палка, а ваши ноги.
Примерно на середине тропы над местной ущербной растительностью маячит ещё одна смотровая вышка с оборудованным местом для привала у её подножия.
Грибы словно с какой-то картинки. Просто-таки идеальные.
С вышки открывается живописный вид на заболоченные просторы, раскинувшиеся здесь во все стороны практически до горизонта. Именно в таких местах и ощущаешь себя по-настоящему свободным.
Далее тропа проходит вдоль крупнейшего озера Ценского болота, у которого даже есть своё имя: озеро Скаиста (Skaista ezers), то есть, в переводе с латышского, «Красивое озеро». Длина озера составляет более 1 километра.
И озеро действительно очень красивое. Вот только окружено оно, почему-то мёртвым лесом. Я так и не смог узнать, что послужило причиной данному явлению, но, как видите, деревья здесь достигали внушительных размеров, так что все возможности для их роста и существования присутствовали.
Место для отдыха с видом на озеро. Но у нас уже, к сожалению, не было времени на отдых, ибо солнце начало клониться к западу, а нам предстояло пройти ещё 6,5 километров.
Вообще, столь высокая протяжённость тропы по Ценскому болоту даёт о себе знать. Все мои прошлые визиты в подобные места заканчивались мыслями: «ну, вот и всё; как жаль, что хорошее так быстро заканчивается». В этот же раз я ощущал, что всё, достаточно, по болоту я в этот день уже нагулялся. Я получил огромное количество наиприятнейших эмоций, но они уже добрались до краёв моего внутреннего сосуда, и более я их вмещать в себя не мог.
Вернувшись к началу болотной тропы, мы отправились далее по уже совсем широкой просёлочной дороге, которая вела напрямую к нашей конечной цели - деревне Циелавас.
Закатное солнце пробивалось сквозь короткую аллею посреди поля. Видимо, многие десятилетия назад она вела к чьему-то хутору.
А здесь уже живой хутор. Вон, даже новые хозяйственные постройки себе сооружают.
Так мы неспеша (потому что сил спешить уже не было) и подошли к Циелавас. Ничего интересного на последнем отрезке пути мы не увидели, но оно нам уже и не было нужно. Походом все были абсолютно довольны.
Ну а теперь, как я и обещал - несколько слов о самой деревушке.
Циелавас образовалась ещё давным-давно вокруг небольшого и не очень богатого поместья, а также располагавшегося здесь лесничества. В советское время данный населённый пункт был плотно связан с торфодобычей на уже посещённом нами болоте, ну а сейчас просто живёт своей тихой, неторопливой жизнью. Сегодня население Циелавас составляет приблизительно 50 человек.
Большинство людей проживает в старых, небогатых и, зачастую, даже не частных домах. Нам попалось лишь несколько сравнительно новых (либо хорошо отремонтированных) построек.
Вышка лесника, с которой удобно обозревать окрестности на предмет лесных пожаров.
На этом и завершился наш очередной поход. Вот сходишь так пару раз за год, наполнишься впечатлениями, и раз за разом воскрешаешь их в памяти до следующего лета. И планируешь новые походы.
P.S. Подписывайтесь на мою
ежемесячную рассылку. Это - не просто стандартный спам, а каждый раз - небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.
Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное)
пожертвование. Для вас - пустяк, а для меня - стимул писать больше, лучше, интересней!