Латвия | Ацоне (Acone): Посёлок энергетиков

Mar 31, 2020 16:55



Как правило, все пригороды Риги можно разделить на две группы. В первую мы отнесём многочисленные безликие посёлки, страшно разросшиеся за последние 15 лет. По типовым (а также и индивидуальным) проектам там строится жильё для столичного среднего класса. В таких посёлках, зачастую, нет ни инфраструктуры (коммунальные услуги, конечно же, присутствуют, не подумайте плохого), ни мест притяжения, ни чего-либо интересного. Повезёт, если неподалёку расположен какой-нибудь красивый природный объект, но чаще приходится обходиться и без него. По сути, это - те же спальные районы, так как никакая жизненная активность в них не предполагается, а разница лишь в том, что вместо многоэтажной застройки здесь - частный сектор, который вынесен за пределы городской черты и сформирован в отдельный населённый пункт. Зато такие пригороды принято считать благополучными, так как, сами понимаете, никакой алкоголик, обрыган и прочий асоциальный элемент не в состоянии позволить себе покупку нового дома, а просто так приезжать сюда ему просто незачем. Об одном из таких посёлков я уже рассказывал ( Дрейлини).


Ко второй группе можно отнести пригороды латвийской столицы, выросшие до определённых размеров ещё при советской власти. В них можно встретить районы типовой многоэтажной застройки, не самых приятных жителей, но, зато, это - полноценные небольшие городки, в которых есть, в принципе, всё, что необходимо человеку для жизни. Ну, кроме рабочих мест, к сожалению. К таким населённым пунктам относятся Олайне, Саласпилс и, в какой-то мере, Юрмала.

А ещё, помимо всего вышеперечисленного, есть Ацоне - пригород Риги, который нельзя отнести ни к одной из этих групп. Он был основан в конце 1970-х годов и состоит из четырёх девятиэтажек, одной пятиэтажки и крупнейшей в Латвии термоэлектростанции ТЭЦ-2, которая занимает более половины площади всего населённого пункта. Собственно, Ацоне - это типичный позднесоветский заводской посёлок, время в котором словно остановилось, потому что с тех пор здесь, как мне кажется, мало что поменялось. Пожалуй, самые большие перемены коснулись названия населённого пункта - во времена СССР он назывался просто Посёлок ТЭЦ-2, а своё нынешнее имя получил лишь в начале 90-х. Сегодня в Ацоне проживает более 500 человек.

В Ацоне мы пришли пешком из Риги. Конечно, не из самого центра, а из окраинного района Плявниеки, но даже так дорога в одну сторону составила более 8 километров, при этом попутно пришлось полностью пересечь Дрейлини. Мы вышли к бывшей железнодорожной станции, и оказалось... что там живут люди! Нет, я знал, что пассажирского сообщения здесь нет уже более 10 лет, но даже и в мыслях не мог предположить, что бывшее здание сельской станции будет оборудовано под жилой дом. Более того, люди в нём жили почти всегда, и даже в советский период зал ожидания и кассы занимали лишь часть первого этажа, тогда как всё остальное пространство было жилым.

Сказать, что я был поражён - не сказать ничего. И лишь спустя некоторое время мне довелось узнать, что, оказывается, это - вовсе не уникальный случай, и что основательные железнодорожные постройки нередко используются в качестве жилых помещений.


Вид с перрона.

Здесь ещё сохранился как основной путь, так и дополнительные, которые в данный момент находятся во владении дочернего предприятия Латвийских железных дорог, занимающегося ремонтом путей. Основной же путь ещё используется для грузовых перевозок к предприятиям, находящимся в Сауриешах - следующем населённом пункте по этой ветке. Однако, далее железнодорожное полотно уже демонтировано.




В былые годы здесь пролегала тупиковая пассажирская линия Рига - Эргли, построенная в 1937 году. Точнее, по плану развития железной дороги того времени ветка не должна была быть тупиковой - планировалось продолжение линии сперва до Мадоны, а после - и до Карсавы. Но тут совсем некстати началась Вторая мировая война, после которой оставшаяся на территории Латвии советская власть приняла решение ветку не продлевать.

В 80-е годы прошлого века участок Цекуле - Кангари планировали электрифицировать и устроить там полигон для испытания новых скоростных электричек, но то ли из-за протестов местного деревенского населения, то ли из-за нехватки финансирования эти планы также не были воплощены в жизнь.

Постепенно железнодорожное полотно изнашивалось и линия стала приходить в упадок. Дошло до того, что на преодоление пути в 97,5 километров требовалось 4 часа, а максимальная скорость поездов на прямых участках составляла всего 40 км/ч. Однажды даже был проведён велозабег, в ходе которого из центра Риги одновременно с поездом стартовала группа спортсменов и двигалась параллельно железнодорожному маршруту. Победитель забега прибыл в Эргли на 45 минут и 22 секунды раньше поезда.

Последней каплей стала авария, случившаяся 3 октября 2007 года, когда на переезде в Цекуле грузовик столкнулся со следовавшей по маршруту автомотрисой. В результате инцидента было повреждено и транспортное средство, и железнодорожные пути. Движение на линии более не было восстановлено, а в 2009 году начался демонтаж путей.

И, хотя сам факт закрытия ещё одной латвийской железнодорожной линии печален, но вполне логичен. Ведь даже и без аварии линия к сегодняшнему дню, я думаю, была бы уже закрыта просто из соображений безопасности. Ну а на требуемый капитальный ремонт надеяться не приходилось - он не окупился бы просто никогда. Дело в том, что тупиковая ветка для транзитных грузовых перевозок совершенно не подходит (благодаря им, кстати, в Латвии сохранено несколько линий, пассажирское движение на которых остановлено уже очень давно), а людей по маршруту следования поезда проживает крайне мало. Не считая Риги, данная линия пролегала через 21 населённый пункт, крупнейшим из которых была конечная остановка - Эргли, с населением... 1700 человек. В виду этого, к моменту закрытия линии среднее количество пассажиров поезда Рига - Эргли составляло 20 человек. Стоило ли полностью модернизировать стокилометровую железнодорожную линию ради нескольких десятков человек? Я полагаю, ответ очевиден.


Ответвление к ТЭЦ-2.


Время от времени возле железной дороги появляются одиночные хозяйства. Место тут, конечно, не самое приятное (железная дорога и гигантская электорстанция прямо за ней), но дома не заброшены, жизнь в них бурлит. По-видимому, сказывается близость к Риге, из-за чего даже такое жильё имеет определённую ценность.




А вот и сама ТЭЦ-2. Выглядит, конечно, впечатляюще. Прежде я никогда не бывал вблизи подобных объектов, поэтому масштабы электростанции не могли не произвести на меня должного впечатления.


Должен упомянуть, что всё это время мы шли, в буквальном смысле, по шпалам, так как между станцией и посёлком нет вообще никакой дороги, зато как раз между ними и располагается посёлкообразующее предприятие. В результате, пассажиры, прибывавшие ранее сюда на поезде, были вынуждены сперва идти более 2 километров по железнодорожной насыпи, после чего - ещё полкилометра по обочине оживлённого шоссе без какого-либо намёка на тротуар. Не знаю, может быть, конечно, это я ослеп и не увидел другого пути, но что можно было увидеть, если вокруг - промышленная территория, обнесённая забором? В общем, просто-таки невероятно неудобное расположение станции по отношению к посёлку.


Поворот от железной дороги к шоссе, через который тоже необходимо пройти, дабы попасть в жилую часть Ацоне.


Здесь же - новая котельная, построенная буквально около года назад, и гигантского размера трубы, с помощью которых теплом обеспечивается значительная часть Риги.






А ещё в этой части Ацоне располагается небольшой садовый кооператив и даже можно встретить настоящих живых людей!






Но никто из них не пригласил нас в гости и не угостил душистым шашлыком, поэтому пришлось двигаться дальше - вдоль шоссе к жилым постройкам. И, должен вам признаться, эти полкилометра с проносящимися в паре метрах от тебя фурами - крайне сомнительное удовольствие. Хорошо, что обочина здесь достаточно широкая, есть куда шарахаться от проезжающих машин.

Вид на ТЭЦ-2 со стороны шоссе.


А вот, наконец-то, и ацонские девятиэтажки показались над прибалтийскими берёзами и соснами.

По поводу транспортной доступности жилой части Ацоне нужно отметить, что сейчас сюда курсирует 50-й маршрут рижского городского автобуса, имея остановку как раз возле жилого массива.


Ну и, наконец, мы достигли центра Ацоне! И, знаете, что меня здесь удивило? Чистота и аккуратность, преобладающая повсюду в посёлке. Признаюсь честно: я ожидал, что в советских многоэтажках на таком отшибе будут проживать далеко не самые приятные члены нашего общества, и следы их жизнедеятельности будут видны повсюду. Но, видимо, в Ацоне до сих пор, по большей части, живут работники электростанции, что можно видеть и по уютности дворов, и по наличию на парковках далеко не самых дешёвых машин.




И, напоследок, минутка юмора. Я бы мог, конечно, написать, что в Ацоне живёт пятая колонна и недобитые коллаборационисты, но понятно, что это, по-видимому, кто-то один тут такой альтернативно одарённый.




Если в Нарнию можно было попасть через платяной шкаф, то в русский мир - через обшарпаный подвал?


Как видите, подавляющему большинству людей делать в Ацоне абсолютно нечего, даже несмотря на то, что это - по-настоящему уникальный для окрестностей Риги посёлок. Мне же было интересно пройтись по полузаброшенной железной дороге, увидеть вблизи огромную электростанцию и убедиться, что даже насквозь рабочие населённые пункты могут быть в разы лучше обычных спальных районов крупных городов.

P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это - не просто стандартный спам, а каждый раз - небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.

Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас - пустяк, а для меня - стимул писать больше, лучше, интересней!

Фотопутешествие: Латвия, Европа, Латвия, Путешествия

Previous post Next post
Up