Jul 20, 2015 15:04
В прошедшее воскресенье на встрече обсуждались два фильма "Мирный воин" и "С широко закрытыми глазами", на первый взгляд фильмы очень разные, однако, в них есть общие линии.
Во-первых, в обоих фильмах смешаны реальный и воображаемый, внешний и внутренний миры. На группе возник вопрос, как отличить где кончается один и начинается другой. Как правило, эта граница довольно субъективна и в некотором смысле условна. Часть внутреннего мира всегда прорывает во вне, так же как и внешний мир используется для того, чтобы "нанизать" на него часть своих желаний,страхов и других чувств.
Под влиянием сильного стресса, травмы, сильной усталости, голода или в случае сенсорной депривации (когда человек лишен ощущений - звуков, прикосновений, света и т.д), ощущение внешней реальности сильно искажается. После сна, особенно после кошмара контакт с реальностью восстанавливается не сразу.
В обоих фильмах реальность и фантазия (сон, галлюцинация) так перемешены, что зрители остаются наедине с чувством нерешенности, для себя, где же кончается одно и начинается другое. Мучимый противоречивыми ощущениями или чувством недосказанности, зритель подчас остается не удовлетворен финалом.
Как мне кажется, что такое решение режиссера продиктовано желанием построить фильм как некий внутренний процесс героя, а не отражение его внешней жизни. В обоих фильмах происходит трансформация героя, она запускается столкновением с невозможностью принять или изменить реальность, невозможностью справиться со своими сильными чувствами. В первом фильме - со страхами, во второй - главным образом - с ревностью, и в обоих фильмах - с желанием победить соперников.
Чувства или страхи могут быть так сильны, что становится очень трудно справиться с ними и с тем напряжением, которые они вызывают.
Эти чувства настолько сильны, что под их действием возникает искажение реальности, а дальше режиссер погружает зрителя в этот внутренний мир.
Один герой прибегает к помощи философского учения в лице воображаемого гуру, в другом происходит погружение в запретные ранее сексуальные фантазии, которые нужно переработать.
Меня не так волнует, где кончается реальность, а где начинается внутренний мир, мне интересно то, что перед нами разворачивает режиссер как внутреннюю драму героя, мне важно понять, почему герой страдает и не справляется с реальностью и к каким способам он прибегает для того, чтобы справиться с тем, с чем не смог справиться вначале.