Бродский - уникальный поэт и человек уникальной судьбы...
Его жизнь началась перед войной, в 40-м, его детство - блокадный Ленинград, в 15-16 лет он бросает школу и начинает жизнь с самого непереносимого... с морга...
Детство, юность - настолько близкий контакт со смертью, с самой неромантичной стороной смерти...
Отрывок из диалогов с Соломоном Волковым:
ИБ: Вы знаете, когда мне было шестнадцать лет, у меня возникла
идея стать врачом. Причем нейрохирургом. Ну нормальная такая мечта
еврейского мальчика. И вслед появилась опять-таки романтическая идея -
начать с самого неприятного, с самого непереносимого. То есть, с морга.
У меня тетка работала в областной больнице, я с ней поговорил на эту тему. И
устроился туда, в морг. В качестве помощника прозектора. То есть, я разрезал
трупы, вынимал внутренности, потом зашивал их назад. Снимал крышку черепа. А
врач делал свои анализы, давал заключение. Но все это продолжалось
сравнительно недолго. Дело в том, что тем летом у отца как раз был инфаркт.
Когда он вышел из больницы и узнал, что я работаю в морге, это ему,
естественно, не понравилось. И тогда я ушел. Надо сказать, ушел безо всяких
сожалений. Не потому, что профессия врача мне так уж разонравилась, но
частично эта идея как бы улетучилась. Потому что я уже поносил белый халат,
да? А это, видимо, было как раз главное, что меня привлекало в этой
профессии.
СВ: Вас не воротило от работы в морге? Чисто физически?
ИБ: Вы знаете, сейчас я такое ни в коем случае не смог бы
сдюжить. А в юности ни о чем метафизическом не думаешь, просто довольно
много неприятных ощущений. Скажем, несешь на руках труп старухи,
перекладываешь его. У нее желтая кожа, очень дряблая, она прорывается, палец
уходит в слой жира. Не говоря уже о запахе. Потому что масса людей умирает
перед тем, как покакают, и все это остается внутри. И поэтому присутствует
не только запах разложения, но еще и вот этого добра. Так что просто в
смысле обоняния, это было одно из самых крепких испытаний.
СВ: Мне такое даже слушать - испытание.
ИБ: Ушел я из морга главным образом потому, что приключилась
одна неприятная сцена. Больница эта была областная. И летом очень много
привозили детей. Дело в том, что летом (а это был июль) детская смертность
подскакивает. По области гуляет бруцеллез, много случаев токсической
диспепсии, маленькие дети особенно страдают;
что-нибудь съедят или выпьют - молочко не такое, и все. Младенцы этому
чрезвычайно подвержены. И пришел к нам в морг цыган. Я выдал ему двух его
детей - двойняшек, если не ошибаюсь. Он когда увидел их разрезанными, то
среагировал на это довольно буйно: решил меня тут же на месте и пришить. И
вот этот цыган с ножом в руке стал носиться за мной по моргу. А я бегал от
него между столами, на которых лежали покрытые простынями трупы. То есть это
такой сюрреализм, по сравнению с которым Жан Кокто - просто сопля. Наконец,
он поймал меня, схватил за грудки, и я понял, что сейчас произойдет
что-нибудь непоправимое. Тогда я изловчился, взял хирургический молоток -
такой, знаете, из нержавеющей стали - и ударил цыгана по запястью. Рука его
разжалась, он сел и заплакал. А мне стало очень не по себе.
СВ: Ну и сцена...
ИБ: Да, сцена была совершенно замечательная. Самое смешное в
том, что морг находился стенка в стенку с "Крестами". И заключенные оттуда
перекидывали к нам записки на волю, посылали друг другу "коней"...
СВ: А что это такое - "конь"?
ИБ: "Конь" - это средство общения в тюрьме. Способ передачи
разных сообщений, а также хлеба, вещей. Например, вы - фраер. Вы попадаете в
тюрьму, а кто-то, наоборот, освобождается, и ему не в чем выйти. Тогда у вас
берут пиджак, затем связывают тряпки, или носки, или простыни в длинную
веревку. Пиджак свертывается в комок и привязывается к этой штуке. Затем
рука высовывается за оконную решетку и размахивает этой веревкой с пиджаком,
пока он не попадает в окно другой камеры. А в другой камере его ловят,
высовывая руку или лапку. Это и называется послать вещь "конем". Из морга я
за всем этим мог наблюдать. Когда позднее я сам попал в "Кресты", то видел
все это с другой стороны.