19 июля 2020 г. возобновилось движение трамваев у Павелецкого вокзала. Этого момента транспортная общественность Москвы ждала долго. Что же изменилось?
Главных изменений два.
- Пути теперь проходят непосредственно вдоль здания вокзала (не надо скакать через разрытие).
- Появился поворот от вокзала в сторону центра. Теперь линия по Бульварному кольцу напрямую соединена с Кожевнической улицей, а через нее - с метро "Пролетарская" и основной сетью восточной части города.
Попытки сделать такое соединение предпринимались и раньше. Еще в далеком 2013 году пути соединили по временной схеме,
я писал об этом. Но временное соединение не стало постоянным и было вскоре разобрано.
И вот сейчас оно сделано в постоянном режиме.
Что это дало пассажирам?
Изменился маршрут знаменитой "Аннушки", которая раньше ходила с бульваров на Дубининскую, Серпуховской вал и дальше на Шаболовку, а теперь пойдет к метро "Пролетарская" и дальше по Большой Калитниковской улице до конечной остановки "Новоконная площадь".
Думаю, что это удобно. Старый маршрут Аннушки почти на всем протяжении дублировался маршрутом 39, а теперь появилась новая уникальная связь. Запишем в плюс.
Восстановлен монструозный маршрут 38 аж в Перово - до 3-й Владимирской улицы. Впрочем, он ходил туда и до последнего ремонта. Что было, то и вернулось.
На некоторые маршруты южной части города вернулись современные трамваи "Витязь". Вот такие:
Это связано с тем, что Витязи базируются в Октябрьском дело (около упомянутой выше Новоконной площади), и до завершения ремонта они не могли выезжать оттуда на маршруты южной части города. Впрочем, не везде они нужны. На маршруте 1 в Чертаново, где большой поток пассажиров каждое утро устремляется к метро "Чертановская", а каждый вечер возвращается обратно, современный подвижной состав большой вместимости необходим. А зачем они на Аннушке? Этот маршрут имеет скорее историческое, чем транспортное значение, большого пассажиропотока там нет. Тем более уже народ уже жаловался, что Витязи не помещаются на конечной у метро "Чистые Пруды" и перекрывают путь пешеходам. На этот маршрут пустить бы трамваи пустить старые, ностальгические... Например, Татру с головного снимка.
А маршрут 35 так и не восстановили. Теперь из Нагатино не только до Пролетарской, но и до Павелецкого вокзала без пересадки не доедешь.
Вот общая схема трамвайных линий, куда можно доехать без пересадок от Павелецкого вокзала. Схема взята с сайта mosgortrans.ru, от руки дорисованы две линии, куда раньше (до ремонта) доехать без пересадки было можно, а теперь нельзя. Это Шаболовка (конечная там называется "Калужская площадь") и Нагатино.
Шабловку не особо жалко. Линия короткая, любая ее точка находится в пешеходной доступности либо от метро, либо от бывшего кинотеатра "Алмаз" (где эта линия примыкает к более мощной линии по Серпуховскому валу). В сущности, Шаболовка ценна для трамвайной сети Москвы только тем, что на ней находится депо.
А в Нагатино линия длинная, и для некоторых ее участков трамвай - единственный транспорт. Разрывать связь этой линии с вокзалом весьма неправильно. И вообще: приблизили пути к вокзалу, сделали вроде бы хорошо, удобно, а часть пользователей транспортной системы от этого пострадала. Не надо так делать.
Есть и более мелкие недоделки.
Остановки у вокзала ни в ту, ни в другую сторону не доведены до ума. Нет павильонов. Если остановка в западном направлении очевидно временная (чтобы сделать постоянную, надо завершить стройку посреди площади и убрать забор)...
... то недоделанность остановки в восточном направлении не оправдана ничем.
Не продумана связь вокзала с Дубининской улицей, где ходят трамваи 3 и 39. Чтобы попасть на остановку этих трамваев, надо скакать через улицу в неположенном месте, да еще и пробираться через автостоянку. Кто мешал сделать нормальный переход?
На остановках по Дубининской улице и Даниловскому валу не обновлены таблички. Аннушка там уже не ходит, вместо нее надо вписать маршрут 38.
И наконец крайне серьезная проблема, о которой почему-то забыли. Трамвай - это хорошо, а как будет подъезжать к вокзалу автотранспорт? Например, такси. Или автобусы. Или частные автомобили. Проезда вдоль здания для них не предусмотрено вообще. В начале Кожевнической улицы маленький пятачок для такси:
И стоянка для автомобилей, которая пока закрыта бетонными блоками. Вероятно, до тех пор, пока рядом с вокзалом не будет достроена гостиница... А потом там будет частная парковка этой гостиницы?
Нет, с этим надо что-то делать. Думаю, проезд для одного ряда машин вдоль вокзала с платной и ограниченной по времени парковкой все-таки нужен. И еще есть идея - завернуть к вокзалу бывший троллейбус Б, который сейчас стал автобусом, и ему не нужна контактная сеть.
А вы как считаете?