Неоконченный концерт для гитары со струнами. Часть 1

Aug 27, 2017 15:20



“Вот море молодых колышет супер басы,
Мне триста лет, я выполз из тьмы.
Пусть старая джинса давно затерта до дыр,
Пускай хрипит раздолбанный бас…”
(А.Макаревич)

    Не будет преувеличением сказать, что в последней трети 20 века ни один музыкальный инструмент не испытал такого фантастического взлета интереса к себе, как гитара. Факторов, способствовавших возникновению этого феномена было несколько и они всем хорошо известны. Тем не менее у каждого человека, осваившего какой-нибудь музыкальный инструмент, всегда свой, сугубо индивидуальный путь. Захотелось вспомнить как возникли и продолжаются до сих пор мои отношения с инструментом, приглянувшимся еще в юные годы.
Рассказывать благодаря кому и как я узнал и загорелся этим инструментом не имеет смысла: аналогичным путем пришли к увлечению гитарой наверняка тысячи и тысячи мальчишек по всему миру, однажды услышавшие песни легендарной четверки парней из Ливерпуля. Самая первая гитара в холщовом чехле была подарена в младших классах. И это было безусловное чудо, поскольку в начале 70-х годов гитары в стране были абсолютным дефицитом повсеместно. В общем так я стал обладателем семиструнной гитары фабрики культурно-бытовых(!) товаров из деревни Шихово Московской области стоимостью аж в 16 руб! Гитара эта цела до сих пор, правда уже много-много лет на ней никто не играет и она пылится без струн.





С помощью лобзика и дрели гитара была быстренько переделана в шестиструнную и тернистый путь освоения инструмента начался! Стартовал я с попыток подобрать на одной струне на слух мелодии советских песен тех лет, звучавших отовсюду. Нужно отметить, что это была благодатная нива для начального музыкального ликбеза, поскольку таким количеством прекрасных мелодий более поздние времена, а тем более настоящие, похвастаться уже и близко не могут. Первым же “эпохальным” освоенным цельным произведением было снятое визуально с грифа исполнявшееся отцом друга и до сих пор мне так и не встретившее более нигде четырехаккордное “произведение” с пафосным названием “Гибель Титаника”. Сейчас то понятно, что это была просто студенческая переделка на основе гармонии всем известной “Цыганочки” c совсем небольшими вставками дополнительных нот и проигрышем. По крайней мере аккорды в ней звучали сходные. Один из аккордов отец друга почему-то называл “лесенкой”, освоением которого мы с другом гордились особо. Еще пару-тройку аккордов были подсмотрены во дворе, где вечерами иногда собирались и что-то брынчали все мы, дворовые мальчишки, передавая гитару по кругу. Героем этих самопальных джем-сейшенов был более старший нас парень, одновременно и певший и игравший себе на гитаре. Припоминается даже одна из песен в его исполнении про детский лагерь Саласпилс. Но скудный багаж уже изученных аккордов все-таки не позволял никак приступить к на освоению техники игры и отдельных фрагментов гитарных партий композиций западных групп, чьи магнитофонные записи очень невысокого качества вертелись у меня на двухдорожечном магнитофоне всякий раз, когда я был дома один, особенно при приготовлении школьных уроков. Но ничего не выходило, прогресса никакого не было и стало понятно, что нужно как-то и где-то учиться. Приобретенный самоучитель П.Вещицкого, в котором все было изложено мне неизвестными нотами, а в репертуарной части были выложены только нетленки типа “Во саду ли, в огороде”,”Во поле береза стояла”, так и остался непокоренным. Тогда взор был обращен к двум музыкальным школам города, где, как выяснилось, классы гитары отсутствовали напрочь. Дело с мертвой точки сдвинулось лишь в начале 6-го класса совершенно случайно: на афишной тумбе в городе случайно попалось на глаза неброское отпечатанное на машинке объявление о том, что в Доме культуры медицинских работников по ул.Красноармейской, дом 5 на годичные платные курсы обучения игры на гитаре объявлен набор учеников.



Уже на следующий день я предстал воочию перед преподавателем тех курсов, который после беглого знакомства и формального прослушивания назначил дату первого занятия. Так я познакомился с первым в моей жизни энтузиастом и фанатом гитары Валерием Бондаренко, молодым человеком лет 28, собственно и являвшим собой в одном лице те самые курсы. По основному месту работы он был скрипачем в оркестре театра Музыкальной комедии г.Пятигорска.
С началом занятий сразу же приступили к изучению Школы игры на шестиструнной гитаре признанного итальянского классика гитары 19 века
Маттео Каркасси:



Занятия происходили 2 раза в неделю , урок длился около часа и состоял, как правило, из двух частей - исполнения и дальнейшего разбора преподавателем ошибок предыдущего домашнего задания и предварительного разбора нового задания на следующий урок, куда частенько входило и переписывание от руки нот из тетради преподавателя - копировальной техники тогда у населения и в помине не было. Довольно смутно помню, что конкретно изучалось на курсах, разве что непонятно как сохранившийся дневник тех занятий может немного приоткрыть завесу:





Честно говоря, те классические произведения тогда мне нравились мало, однако некоторые впечатались в память так, что помнятся и до сих пор. Только много позже осознал, что некоторые из них хороши, а отдельные даже великолепны видимо строго соразмерно таланта их создателей. Поэтому они и играются до сих пор ( при прослушивании выставите комфортный вам уровень громкости с помощью регулятора справа на дорожке с воспроизводимым трэком ) :

М.Каркасси. Сочинение 59. Этюд.
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnMWZmejNPU1ZOdXc/view?usp=sharing

М.Джулиани. Этюд (Ручеек).
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnYlZZbW9wQ3hZWUk/view?usp=sharing

Учебный год пробежал незаметно и совсем неожиданно в конце года преподаватель предложил продолжить обучение на следующий год, которое я принял.
На последующих после учебного года летних каникулах в городе произошло мало кем замеченное событие, которое однако без преувеличения стало переломным моментом для многих самодеятельных поклонников гитары и гитарной рок-музыки в городе. В те годы нотная литература для изучения инструментов продавалась в центральной части города только в небольшом нотном павильоне-магазине, рядом с кинотеатром “Космос”. Магазин был завален всевозможными нотами и сборниками для фортепьяно, скрипки, виолончели, контрабаса, духовых, занятий по сольфеджио, а литература для изучения гитары была представлена в разное время лишь всего несколькими изданиями, в том числе и уже упомянутыми. И тут, наверное для выполнения плана, на прилавок выбросили нечто совсем невообразимое: Самоучитель игры на плектргитаре (электрогитаре!) болгарского автора. Издатели этого самоучителя сделали 100% удачный маркетинговый ход - крупно изображенная на обложке чехословацкая гитара Jolana Tornado была по тем временам самой крутой электрогитарой из доступных в стране и была недосягаемым предметом мечтаний подавляющего большинства. Естественно, этот бестселлер был снесен с прилавка за пару дней, поскольку молва о нем распространилась по городу очень быстро.



На первом же занятии второго года обучения , когда я решил удивить преподавателя новинкой, выяснилось что он не только также стал обладателем фолианта, но и очень серъезно увлекся его освоением , поскольку сам никогда ранее не изучал аккорды, аккордовые последовательности и прочие премудрости игры на аккомпанирующей гитаре. Таким образом в изучаемом материале, наряду с гитарной классикой стали понемногу появляться и новые аккорды, простенькие акомпанементы к известным песням и темам. Заниматься стало значительно интересней.





Изучаемая же параллельно гитарная классика становилась сложнее и утонченнее. Понравившиеся пьесы занимали свое место в моей “копилке”:

Этюд "Прощание с родиной"
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnaDJnUEZPYUp4UW8/view?usp=sharing

Иванов-Крамскоq Этюд "Грёзы"
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnS0pEZE9QbDJlcW8/view?usp=sharing

М.Каркасси.Сочинение 24, Этюд.
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnRzF3RlQ5QWE3NHc/view?usp=sharing

М.Дюарт. Этюд
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnX1NLOEtMbnUtaGc/view?usp=sharing

Так обучение и продолжалось параллельно в двух направлениях, благодаря стараниям преподавателя в заданиях стали появляться даже его версии аккомпанирующих партий известных тем популярной музыки, правда составленные часто с большими отклонениями от оригинальной тональности и отдельными ошибками.
В подобном ключе обучение продолжилось и на третий год. Гитарная классика и аккомпанемент осваивались все так же параллельно:

И.Бах Прелюдия
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnNXl6aG41cHFTTFE/view?usp=sharing

The Beatles "Here, there and everywhere"
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnWTNZSmRRZjBaOEk/view?usp=sharing

M.Wilson "Till there was you"
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnX3hLU3M5TmNRNUk/view?usp=sharing

В конце 3 года, когда самоучитель Панайотова был в основном осилен, а также по наивности заключив, что теперь то гитара изучена, в конце мая я перестал посещать занятия и занялся подготовкой к экзаменам 8 класса. Время и последующие знакомства с людьми, не равнодушными к этому инструменту, явственно показали насколько глубоко я тогда заблуждался, считая инструмент освоенным.
В общем те музыкальные курсы Валерия Бондаренко были отличной школой, базисным образованием, позволившие затем уже своими силами продолжить освоение инструмента за что ему огромный поклон. Благодаря курсам несколько расширился и музыкальный кругозор - все чаще и чаще при прослушивании магнитофонных записей западных кумиров стал замечать, что видимо и эти признанные мастера популярной музыки в своем творчестве явственно опираются на огромный фундамент гитарной классики, созданный трудом и талантом многих великих гитаристов прошлых столетий. Послушайте небольшие переложение известных композиций и не согласиться с этим, наверное, будет трудно:

P.MaсCartney "Black Bird"
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnb1hQckR6QTFkSDQ/view?usp=sharing

D.Gilmor "Is there any body out there?"
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnd043VnMxTENaZzA/view?usp=sharing

М.Albert "Feelings"
https://drive.google.com/file/d/0B3b9gTKlJPwnWXJqaHcwWWcyQ1U/view?usp=sharing

Поскольку на этом изучение инструмента под присмотром профессионала закончилось раз и навсегда, то наверное на этом Часть 1 можно закончить. А сам длящийся до сих пор неоконченный концерт для гитары со струнами продолжу для вас как-нибудь в следующий раз.
Спасибо за внимание.
Previous post Next post
Up