"Не тот человек" Хичкока

Sep 30, 2010 02:56

Печального, но, в общем и целом, счастливого контрабасиста арестовывают за преступление, которого он не совершал. Цепочка преступлений, на первый взгляд совершенно заурядных для большого города.
Но что за таинственная организация, агенты которой раскинули сети по всему миру, стоит за этими дерзкими преступлениями и несёт ответственность за судьбу несчастного Балестреро?
...Господь Бог?...
В самом деле, это он в роли шпионской организации, управляющей жизнью не того человека. Волею провидения Балестреро заходит в офис страховой компании в нужное время, волею провидения настоящий грабитель похож на мнимого, и т.д. Вероятно, эта подмена объясняется экспериментом Хичкока, взявшегося инсценировать, реконструировать реальность (вырезав, впрочем, неужное), и снявшего триллер в противовес своим же шпионским триллерам.
Настоящий художник в кино, как говорят, творит не по своим манифестам, в этом суть эксперимента, и "Не тот человек"- именно такое творение не по "манифестам" Хичкока, чьи фильмы будто пахнут дорогими породами дерева, лучатся платьями Грейс Келли, в которых вымороченные кадры схватки пешехода с аэропланом сменяются поединком на горе Рашмор и т.д. В "Не том человеке"-нет. Напоминающая о добротной роскоши атмосфера встречается лишь в клубе "Сторк", где Балестреро не достаточно успешно пытается заработать на хлеб; мир "Не того человека"- это вроде оборота медали "традиционного" мира Хичкока. В этом мире герои ездят в подземке (а Хичкок даже не водил машину самостоятельно, и перенёс съёмки в павильон из-за дождя, не выходя из лимузина) и живут там же, куда, скажем, попадает герой Эдди Мёрфи в "Поездке в Америку". В этом мире рискуют жизнью из-за вещей одновременно и более практичных и меннее ценных, чем "традиционно" для Хичкока.
В фильме нет и саспенса в обычном плане- герой и антагонист встречаются всего на несколько секунд. (Обратим внимание, что говорит Балестреро грабителю: "Вы понимаете, что вы сделали с моей женой?". Вопрос в ситуации понятный, но очевидно абсурдный- как будто бы грабитель руководил процессом против Мэнни, подбрасывал указывающие на контрабасиста улики и т.д. Но! Настоящего грабителя можно видеть в нескольких другх сценах, незаметного, на дальних планах- он действительно будто бы принимает негласное участие в судьбе несчастного музыканта. Странно, верно?)
Напряжение достигается или не достигается постоянными переходами, переездами, рутинными процедурами, тем, что угнетает и мало захватывает, но ведь в этом угнетении- смысл фильма. Его- напомню ещё раз- снял тот, кто сказал: "Фильм - это жизнь, с которой вывели пятна скуки".
Ещё одна цитата: "Это всего только кинцо"- ещё одно противоречие. "Не тот человек"- кажется, единственный фильм Хичкока (на моей памяти, а ей верить нельзя), который может претендовать на социальную критику. Скажем, истолковане в ключе ратования за улучшение уголовно-процессуального кодекса (которое находят, не вполне верно, в прочем, в "Процессе" Кафки), за веру в лучшее и регулярные молитвы, желательно на латыни, или за гражданскую ответственность- вполне допустимо.
Наконец, фильм был снят чёрно-белым, более двух третеё действия, кажется, происходят ночью- настоящий, старый добрый нуар.
Всё это делает очевидным причины редкости упоминания "Не того человека" сравнительно с "Окном во двор", "Головокружением" и т.п., и теплоту встречи фильма и режиссёра в "Кайе дю синема".

отчечётка

Previous post Next post
Up