Образование в вузах Прибалтики. 2. Мотивация. Другая жизнь

Feb 18, 2014 15:48

Оригинал взят у procrm в Образование в вузах Прибалтики. 2. Мотивация. Другая жизнь


На днях опубликовал несколько тезисов из интервью с другом, специалистом в области подготовки к поступлению в московские вузы. Речь шла о появлении очень интересной альтернативы обучению в российских вузах - поступление в университеты прибалтийских стран. Хотел вызвать читателей на разговор, наброс на вентилятор удался. Шлейфы комментов на нескольких площадках выявили несколько позиций и продемонстрировали устойчивость ряда мифологем.

Исходное интервью про поступление в прибалтийские вузы: http://video.yandex.ru/users/autopapa/view/198/. Понимаю, что никто слушать не будет, так что буду выкладывать  краткое изложение для обсуждения по частям:

- Как у тебя родилась идея поехать и посмотреть, что делается у ближайших европейских соседей в плане образования?

- Мы стараемся работать на опережение. Понимаем, что наше образование с каждым годом становится все проблемнее,… наши дети ничего не хотят по жизни сейчас. Выпускаясь из школы сегодня они соответствуют по развитию, самостоятельности примерно классу седьмому-восьмому тех выпускников, которые выпускались еще лет двадцать назад.

Они продолжают воспринимать обучение в институте так же, как воспринимали обучение в школе - их кто-то будет пинать (мама, папа, репетиторы). И дальше, после поступления в институт, родители продолжают нанимать им репетиторов. Эта тенденция нарастает. С одной стороны, возможностей становится больше, с другой - подростки не хотят учиться.

Пошла волна “егэшников”, переходя в десятый класс они сдавали ГИА, который можно сдать совершенно на халяву. Школа сама была заинтересованна в том, чтобы за них все решить, все проставить, и потом их бесполезно пугать ЕГЭ (ну то же самое, только чуть больше материала).


Стараются сдать по-минимуму - а это три предмета (русский, математика, обществознание, либо физика). И только эти три предмета они учат. Причем только настолько, чтобы сдать ЕГЭ.

Поступив в российский вуз, они понимают, что они в школе учили только предметы, необходимые для сдачи ЕГЭ, собственно, никаких знаний у них после школы нет. И мама нанимает им репетиторов, потому что в школе они не учили химии, истории, языков, других предметов…

Родители ставят перед собой цель поступить детей на бюджетное отделение в хороший вуз. На это они кладут приличный бюджет - подготовка, например, в ВШЭ требует подготовки с репетиторами в течение четырех лет при бюджете примерно 20 тысяч рублей в месяц.

Потом, потратив такие деньги, они недобирают баллы при поступлении и становятся перед выбором поступления в менее престижные вузы и … например, поступлением в Лесотехнический институт - 123 балла (стоимость подготовки почти никакая), бюджет, общежитие. Может быть, по жизни выпускники заборостроительного устроятся и не хуже выпускников ВШЭ. Но не престижный диплом.

Поступить в вуз сегодня не сложно, но дети не хотят делать никаких усилий. Родители готовы платить за репетиторов, но дальше, за пределами того, что ребенок готов присутствовать на занятиях, у него нет желания обучаться - получать образование. Доходит до абсурда - родители готовы оплатить поездку за границу попутешествовать, но “дети” предпочитают оставаться дома у своих компьютеров.

Ситуация еще более плачевна с теми, кто сегодня учится в восьмых-девятых классах.

- Послушай, но что изменится, если они поедут в Прибалтику учиться?

- Через полгода они там полностью меняют свое мировоззрение. Там они сталкиваются с тем, что надо учиться самим. Самостоятельно выбирать профессию, прикладывать усилия. И они начинают задумываться, зачем это надо. Их вырвали из своего социума в европейскую жизнь, и вдруг они замечают, что жизнь может быть устроена иначе.

- А как устроен социум, из которого в который они вросли?

Простой пример: мама работает в школе учителем русского языка, дочка учится в десятом классе, папа тоже где-то работает. Доходов максимум хватает на то, чтобы съездить раз в год в Турцию, или Египет. Сейчас мама загорелась отправить ребенка получить образование в Европу. А ребенок говорит, что ее полностью устраивает такая жизнь - пойти в педагогический, стать учительницей начальных классов, за те же сорок тысяч, найти такого же мужа, который молча терпит, что жена круглые сутки на работе, а ночью проверяет тетради. Ее эта жизнь устраивает и ничего другого она не видела, не представляет, какой может быть иная жизнь.

- А чего она не видела, какой может быть другая жизнь?



- Что можно не с утра до вечера работать, что можно пойти в кафе посидеть. У нас в городе просто нет такой культуры кафе и досуга. Что можно много путешествовать.

Возможно жить совершенно в другом мире с отсутствием межнациональных конфликтов, низким уровнем преступности, в приморском городе, открытыми границами соседних стран, низкой стоимостью проживания. Просто иное отношение к жизни, там люди менее озлобленны.

Бабушки, конечно, будут рассказывать про нацистов, ненависть к русским, геев и прочие сказки.

В Москве она будет продолжать существовать в наших реалиях, где есть покупка курсовой работы и зачета. Есть вузы, где без определенной суммы просто не имеет смысла приходить на зачет.

Пример: учительница из Подмосковья попадает на работу в РГГУ, через месяц работы получает зарплату - 8 тысяч рублей. Пытается у коллег выяснить: “Как вы в Москве на такие деньги живете?”. Получает ответ: “Надо уметь крутиться”… И крутится.

С другой стороны там их сразу учат тому, для чего они получают эту профессию. Они начинают сами себе подбирать учебные программы (им дают возможность акклиматизироваться). В любом европейском вузе, конечно, могут случаться и взятки и списывание работ, но это принципиально “до первого предупреждения”. Если реферат скопипащенный, то это будет первым и последним разом для этого студента…

Источник: http://marketaudit.ru/novosti/v-vuzah-pribaltiki-drugaya-zhizn.html

Previous post Next post
Up