Усть-Катав как кусочек Уральской матрицы

Apr 26, 2013 10:00

Это кросспост публикации с сайта экспедиции блогеров из Москвы во Владивосток и обратно Trans-Continental.

Мне, конечно, давно надо было написать пост про Усть-Катавский трамвайно-космический  завод, очень уж это характерный для Урала город.  И он остался почти таким же как и был в начале 20 века. Потому, перед тем как писать про современные трамваи, немного про историю  города в фотографиях.

Урал, как известно, хребет России. Именно Уралом жила промышленная Россия, именно тут ковалось её оружие и модель поведения страны.  Уральская матрица, как назвал её замечательный уральский писатель Алексей Иванов. Кстати, рекомендую почитать его историческую прозу (Серце Пармы, Золото Бунта), а тем кто хочет узнать про Урал больше - книгу-путеводитель «Message: Чусовая».

Усть-Катав обычный для Урала городок. Возник на башкирской земле в конце 18 века, завезли крепостных, поставили стены для защиты от местного населения. Источник энергии, как и в Древнем Риме, запруженная вода.  Вода же и единственная дорога. Делали железо, И его даже в Англию продавали. Но кончилось крепостное право, кончились госсаказы. Перестраивались трудно, со скрипом. Тут еще Английские концессии в Донбассе почти добили уральские городки. Сохранились фото начала века Усть-Катава начала 20 века. Сравните их с фото современного.



Усть-Катав. Вид с Могильной горы. Вдали Медвежья гора. Лето 1910 года. ©Прокудин-Горский.



Усть-Катав. Заводской пруд и Никольская гора. Лето 1910 года ©Прокудин-Горский.





Общий вид Усть-Катавского завода. Лето 1910 года ©Прокудин-Горский



Башкир-стрелочник в Усть-Катаве 1910 год ©Прокудин-Горский

Уральские города вылезли из депрессии уже при новом крепостном праве, при советской власти. Именно тут, в условиях близким к тем что были у заводских крепостных, ковалось оружие победы. Влилась жизнь и в Усть-Катав, который стал делать вагоны. Вот как выглядел Усть-Катав в советское время.




Оркестр Усть-Катавского ДК им. Белоконева 1969





фото, Дорожные истории, Урал, история

Previous post Next post
Up