Умысел на опасное вождение

Oct 10, 2012 03:01


Депутаты госдумы отклонили предложение ввести в правовой оборот понятие “опасное вождение”. Конечно, это именно одно из отличий владельцев жизни от всех остальных. Ниже краткая лекция на тему транспортной безопасности. Из колонки Юлии Латыниной, но со слов Михаила Блинкина:

В наиболее благополучных странах мира - Великобритании, Японии, Дании и пр. - на 10 тыс. автомобилей приходится меньше одного трупа. В наименее благополучных странах - Индии, Пакистане, Иране, всяких африканских Сьерра-Леоне - на 10 тыс. автомобилей приходится 80 трупов.

Россия равноудалена и от Уганды, и от Швеции. Долгое время у нас приходилось 10 трупов на 10 тыс. автомобилей, потом эта цифра пошла на спад, в 2009-2010-м она снова выросла и сейчас пребывает на числе «7». То есть некое улучшение, но в классе двоечников.




Это я к чему? К тому, что по этой статистике наглядно видно, что уровень транспортных рисков в стране зависит от качества социальных институтов: от судов, равенства прав всех участников дорожного движения, возможности обращения в суд с гражданскими исками и пр.

Непосредственно такая гигантская разница в смертности зависит от двух вещей.

Первое - это планировка города.

В современном западном городе есть два вида транспортных артерий. Первый называется «улица». На улице главный - пешеход. Автомобиль на улице находится в несчастном, подавленном и подчиненном пешеходу состоянии. По улице невозможно ехать быстро. Физически.

Второй вид транспортной артерии называется «хайвей», он же motoway, freeway, autobahn и пр. На хайвее главный - автомобиль. Пешехода там нет вообще. Нет тротуаров, домов на тротуаре, автобусных остановок - нет ничего, кроме автомобилей.

Третье транспортное кольцо Москвы, не считая участка от 1905 года до проспекта Мира, - типичный хайвей. Но в основном Москва состоит из гибридов. Типа Ленинского проспекта, по обочинам которого дома, люди и остановки, а в середине - четыре полосы, редкие светофоры и возможность разогнаться хоть до 200 км/ч. Во всех учебниках по теории транспорта написано, что в принципе гибриды бывают, но увлекаться ими не надо. В Москве гибриды - это правило, и Минская улица, где произошла авария, - это как раз такой гибрид. На обочине - остановка, а разогнаться можно до 200 км/ч.

Что при СССР мы строили «виртуальные шоссе» - то есть шоссе, которые являются обычной городской улицей, но для начальства превращаются в бессветофорный хайвей одним взмахом гаишной палочки, - это ладно. Но ведь мы уже 20 лет живем при частной собственности и частном автомобиле - а шоссе наши все до сих пор виртуальные.

Но самое главное другое. Вы будете удивлены - но ни в одной автобезопасной стране не наказывают именно за «пьянство за рулем». Traffic Safety Аct в Великобритании знает два понятия: «dangerous driving» и «careless driving». «Опасное вождение» и «небрежное вождение». Небрежное вождение - это административное правонарушение. «Опасное» - уголовка, причем вне зависимости, задавил ты кого-то или нет и был ли пьян или трезв.

«Опасное вождение» - это то, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц. Это все равно, если бы человек вытащил автомат и начал садить из окна в белый свет как в копеечку. Его будут судить за стрельбу, а пьян он был или трезв - это дело десятое.

По какой статье будут судить пьяного Александра Максимова? «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек». При чем тут неосторожность? У человека был умысел. Умысел не на убийство, а на агрессивное вождение. За это его и надо было судить давно: за dangerous driving.

Собственно, из последнего ясно, почему наша практика отличается от западной. Dangerous driving - это норма поведения нашей элиты, а тому, что делает элита, всегда подражают остальные.

Диктатор Франко останавливался на светофорах. А у нас инспектор ГИБДД в принципе не может остановить человека, если он, к примеру, показывает удостоверение прокуратуры. У нас второй помощник районного прокурора имеет больше привилегий на дороге, чем шведский король, оштрафованный как-то за неправильную парковку, или премьер-министр Норвегии, которая просила у депутатов позволения пользоваться при срочном вызове в парламент полосой общественного движения и получила ответ: «Пользуйтесь такси».

В России «опасное вождение» является не преступлением, а привилегией. В России нет равенства участников дорожного движения и нет неотвратимости наказания. Без всего этого поправки «ЕдРа» - чистая профанация.

Запись опубликована Автомобильный маркетинг. You can comment here or there.

моя страна, трафик, государство, ГИБДД

Previous post Next post
Up