ФАС заинтересовалась авторынком…

Oct 18, 2011 10:48


Обещал отдельно рассказать о том, какая беда случилась с автодилерами во время конференции, организованной  Институтом Адама Смита/Adam Smith Conferences "AutoRetail Russia".

Многочисленные комментарии в СМИ делают многочисленные и далеко идущие выводы относительно того, что "велел" сделать дилерам ФАС. Однако, в самом выступлении чиновника антимонопольного ведомства не прозвучало никаких рецептов, а только констатация неприемлемости сложившейся ситуации на рынке гарантийного сервиса.




Итак, что произошло? После энергичной перепалки между представителями дилеров и имортеров (РОАД и АЕБ) на трибуну поднялся Михаил Федоренко, заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России и констатировал известный любому младенцу медицинский факт, что покупатель нового автомобиля попадает в крепостную зависимость от автодилера на время гарантии.

В момент приобретения автомобиля перед покупателем открывается большой выбор брендов на конкурентном рынке, но "после покупки рынок схлопывается до одного-двух субъектов". Подавляющее число дилеров занимает "доминирующее положение", подпадающее под санкции антимонопольного ведомства.

Впервые для автодилеров прозвучали слова о судебных процессах против монополистов (монополистами считаются участники рынка, имеющие долю рынка более 20%), т.е. под монопольные санкции попадают дилеры в любом регионе, в котором работает менее шести дилеров одного бренда (покажите мне регионы. в которых шесть и более). Понятие "территории" тоже вполне технологизировано регламентами ФАС - границы территории определяются расстоянием, при котором на транспортные расходы приходятся затраты. сравнимые, со стоимостью услуги (товара). Понятия товарных и географических границ рынка "подробно описаны и выверены в судах".

Естественно, доля обслуживания гарантийных машин на отдельных территориях авторизованными дилерами приближается к 100 процентам, что позволяет применять к "монополистам" санкции.

Под монопольные ограничения попадает и практика установления импортерами стоимости деталей, расходных материалов и нормочасов. 11я статья закона "О Защите конкуренции" предупреждает о "согласованном поведении" монополистов в плане "раздела рынка" и "установлении цены перепродажи", "навязывание (импортерами дилерам) невыгодных условий, которые могут влиять на условия распространения товара.

Михаил Федоренко говорил о том, что антимонопольное законодательство запрещает связывать гарантию с обязательством выполнения работ и приобретением услуг где-либо (что очень не понравится и дилерам и импортерам), о том, что поставщики запчастей имеют право ставить свой лейбл и самостоятельно продавать свои детали помимо дилерских каналов, приводя в пример европейское законодательство, запрещающее ограничение продаж независимым сервисам запчастей и оборудования.

Чиновник предупредил о ведущихся расследованиях и подготовке судебной практики (а ФАС работает в судах очень чисто и наверняка), а также о штрафах, санкциях и оборотных санкциях.

В выступлении М.Федоренко не звучало никаких рекомендаций, или требований к дилерам и импортерам. Каким образом выкручиваться из сложившейся ситуации будут игроки рынка, дело их менеджмента, желающего остаться на этом рынке, однако объем вопросов ФАС достиг критического уровня и теперь антимонопольщики будут плотно курировать не только нефтяников.

Наиболее вероятными действиями импортеров теперь должны стать или многократное увеличение выданных дилерских лицензий (и снижение порога входа в этот бизнес), или согласие на допуск на рынок неавторизованных (независимых) дилеров и сервисов, разделение дилерского и сервисного бизнесов, открытие каналов поставок запчастей всем желающим (но они и так открыты, только по монопольным импортерским ценам).

ФАС предполагает начать открытую общественную дискуссию, к участию в которой приглашает все заинтересованные стороны (я тут же списал адресок и напросился в качестве независимого наблюдателя на все мероприятия, связанные с дискуссией).

В вопросах к выступающему кто-то из дилеров в отчаянии выкрикнул, не монополизирует ли ФАС определение границ товарных категорий и рынков, на что чиновник спокойно ответил, что государственный орган по определению монополизирует установление правил игры на рынке. С чем и я абсолютно согласен.

В этот раз обсуждение коснулось только одной составляющей монополизма на рынке - сервисных услуг. IMHO, невозможно решить этой проблемы не распутывая проблему монополизации ввоза автомобилей одним импортером и монополизации канала дистрибуции запчастей. И это будет следующим раундом (проблема независимых дилеров и параллельного импорта запчастей).

Лед тронулся, господа присяжные заседатели!...




За предоставленную возможность принять участие в обсуждении сердечную благодарность выражаю Институту Адама Смита/Adam Smith Conferences http://www.adamsmithconferences.com/ru/...

сервис, автодилер, маркетинг автомобильного рынка, дилеры

Previous post Next post
Up