Я ни разу не профессиональный блоггер, нормальный журналюга выложил бы новость мгновенно, стараясь опередить средства массовой информации и дуроскоп. Я, как всегда, торможу, на неделе было дофига работы, а без суеты написать текст было некогда. На мой вкус ценна не оперативность, а степень осмысления событий.
В среду и четверг (в Москве, на Тверской, в пафосном Гранд отеле Мариотт, не кошка пукнула!) состоялась одна из самых статусных тусовок российского автомобильного рынка - "AutoRetail Russia".
Организовал этот ежегодный журфикс
Институт Адама Смита/Adam Smith Conferences, а я уже второй год подряд пытался получить туда приглашение и вот, вуаля, аккредитовали (в прошлый год не прокатило, организаторы не отвечают на письма, а только высылают, или не высылают приглашение), за что я им страшно признателен.
Потраченный день того стоил, хотя заранее никто не может поручиться, прозвучит ли во время тусовки что-то осмысленное, или опять будет вал пиара от крупных дилеров, импортеров и аналитиков. В этот раз разорвалась информационная бомба, за пылью и обломками взрыва которой уже не просматриваются более мелкие события.
Итак, что интересного на мой взгляд, принесла конференция? В порядке возрастания важности.
1. Рольф (Татьяна Луковецкая) подтвердил, что чешская ААА (звучит "трипл Эй"), крупнейший европейский торговец юзанными машинами, сотрудничает с Рольфом. В перерыве я подошел к стойке ААА и постарался прояснить ситуацию.
Сам представитель чешской компании (справа на фото
в посте о приходе в Россию ААА) полностью отрицает, что европейская компания будет строить свою сбытовую сеть вместе с Рольфом - чехи выстраивают полностью свою сеть, не пользуются системой стандартов Рольфа (собственный опыт ААА - 14 лет), и даже сотрудников собираются обучать у себя в Праге. Менеджмент не выпускают из рук, сотрудники офиса (в Щербинке) - экспаты, и только переводчики помогают ломать языковой барьер. Мне было страшно неудобно за свой уродский английский.
Симпатичная девушка на стенде ААА делала все возможное, чтобы не допустить живого контакта с менеджером компании, которого я со всей настырностью все-таки поймал. Может чехов здесь кто-то опекает из ФСБ, или Рольфа?
2. Андрей Петренко, президент РОАД (Российской ассоциации автодилеров) в своем выступлении очень жестко наехал на импортеров-дистрибуторов, что я впервые имел счастье наблюдать. РОАД существует много лет и много лет же отличалась совершенно никакой позицией. Что-то, там внутри изменилось. Похоже, просто сменилась власть внутри этого крупнейшего дилерского клуба. Петренко напомнил, что оборот отрасли в России 76 млрд.долл, что сравнимо с величиной мирового рынка вооружений, в то время, как этот рынок пока эксклюзивно принадлежит поставщикам.
Для тех, кто не разбирается в хитросплетениях экономической ситуации на российском авторынке, коротко обрисую ситуацию:
- производители (мировые монстры - несколько концернов) в России представлены т.н. компаниями-импортерами, они же дистрибуторы, вендоры ets. (например Mercedes rus, Volkswagen rus...);
- импортеры - это огромные министерства, имеющие монополию на ввоз (и производство) автомобилей своей марки в Россию, они же и определяют квоты, объем продаж, цены, ассортимент, сервисную политику и условия работы дилеров вплоть до уровня маржи и рекламных стандартов. Они же распределяют право дилерства по всему рынку;
- дилеры - это частные бизнесы, пытающиеся урвать свою прибыль в рамках жесточайших стандартов импортеров. Тоже не белые и пушистые (об этом я многократно писал).
И те и другие считают рынком только продажи дилерами новых автомобилей и нормочасов гарантийного обслуживания, называя 99 остального рынка термином "серый". Сегодня схлестнулись импортеры (АЕБ - ассоциация европейского бизнеса) и дилеры (РОАД). Надо сказать, что практически на всех развитых авторынках дилеры, которые находятся гораздо ближе к кошелькам потребителей (например американская ассоциация дилеров NADA), сильнее производителей, а институт импортеров - гримаса монополизированной российской экономики, суть преходящий.
Петренко говорил о том, что договорные отношения дилеров с дистрибьютором явно перекошены в пользу последнего (и что-то с этим надо делать). Дилеры не удовлетворены краткосрочностью договоров с импортерами, безумными требованиями последних, отсутствием свободы в принятии многие бизнес-решений.
Данный конфликт IMHO говорит о том, что рынок перестает быть таким уж дефицитным и экспоненциальный рост его уже не просматривается. Импортеры, как им и положено, подготовили своих могильщиков - дилеры повзрослели и окрепнув, стали задумываться о том, кому достанется рынок, когда схлынет волна ажиотажа...
Дальше было еще интереснее. "В ответном слове" Дэвид Томас (президент Volvo Cars rus, а по совместительству председатель комитета автопроизводителей АЕБ) от имени производителей и их представителей-импортеров весьма резко высказался в том плане, что за ними стоят такие нереальные инвестиции в нереальные риски российской экономики, что он бы тоже хотел видеть в дилерах более вменяемых и предсказуемых партнеров. Что тоже святая правда - уровень менеджмента большинства дилерских сетей настолько низок, что даже не является темой обсуждения (о чем мы тоже регулярно пишем).
Думаю, противоречие не смертельное. Импортеры и дилеры со временем найдут новый рыночный баланс, попинав ногами друг друга и поделив рынок.
3. Милые побранились, потешившись, и тут "пришел лесник и всех разогнал", я имею ввиду выступление чиновника из ФАС. И это был третий кхумен. Вкратце - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила, что теперь намерена пристально следить за авторынком, т.к. на нем сильно попахивает монопольными методами и ограничением конкуренции. Опаньки! То, о чем так долго говорили большевики... Думаю, ситуация достойна отдельного поста...
Еще раз и отдельной строкой: за организацию мероприятия и приглашение меня в качестве журнализда (т.е. без права пообедать с участниками в ресторане Samabranka) благодарю Институт Адама Смита/Adam Smith Conferences
http://www.adamsmithconferences.com/ru/...
Запись опубликована
Автомобильный маркетинг.Вы можете оставить комментарии здесь или
тут