Всех причастных с завтрашним праздником! Непричастных - заодно:) Запилил краткую историю коммерческих трайков Х-Д. Любопытные встречались экземпляры.
Оригинал взят у
harleyhero в
Долгожитель: Harley-Davidson Servi-Car Для развития бизнеса мотоциклетным компаниям начала 20-го века нельзя было сосредотачиваться только на продажах техники частным лицам - нужно было продавать бизнесу.
Harley-Davidson зашла на коммерческий рынок довольно рано: в 1908 году компания подписала контракт с полицией Детройта на поставку мотоциклов. Но в том же году Генри Форд начал массовое производство Model T, чем больно ударил по позициям мотоциклостроителей. Основным преимуществом тогдашних автомобилей над тогдашними мотоциклами была возможность перевозить груз. Поэтому малый бизнес, на котором, как мы знаем, построена Америка, начал предпочитать автомобили.
Борьбу за этот сегмент Harley-Davidson вел следующие 25 лет, выпустив три типа специализированных мотоциклов: мотогрузовик (motorcycle truck), мотоцикл с грузовой платформой (package truck) и сервисный мотоцикл (Servi-Car).
В 1912-м Harley-Davidson закончила работу над прототипом мотогрузовика: трицикла, с двумя колесами спереди, между которыми установлен контейнер для всяких грузов. Силовой агрегат Motorcycle Truck - это F-head V-twin плюс трансмиссия с двумя передачами с передаточными числами 10:1 на нижней и 5:1 на верхней, что позволяло мотогрузовику перевозить до 270 кг в дополнение к весу водителя.
Тестировали мотогрузовик с помощью отделения американской почты в Милуоки зимой 1912-13 годов. С US Post у H-D уже были налажены отношения: почтальоны часто использовали мотоциклы H-D в работе. Мотогрузовик успешно прошел зимние испытания, и в 1913-м встал на конвейер.
В целом, он легко управлялся и был весьма маневрен (сейчас это звучит довольно смешно, конечно:). Он пользовался популярностью у всевозможных мелких предпринимателей, продававших с него свои товары, в т.ч. еду (выпечку, мясо и т.д.). Многие использовали площадь контейнера для нанесения рекламных надписей.
Однако уже в 1915-м Motorcycle Truck заменили на новую модель - Package Truck.
Грузовой контейнер на этом аппарате располагался сбоку, как коляска. Собственно, он и был построен на базе колясочника 1914-го года. Суть оставалась та же, что и у мотогрузовика, но для Harley-Davidson было намного проще и выгоднее выпускать одну модель в разных версиях, нежели две разные. Да, управление и маневренность колясочника были чуть хуже, чем у версии с двумя колесами спереди, зато грузовой контейнер не загораживал обзор. К тому же, контейнер можно было отстегнуть, и, следовательно, использовать Package Truck в рабочие дни для работы, а по выходным как соло-мотоцикл для покатушек.
В 1915-м Package Truck стоил $70-72. Компания также активно продвигала идею использовать грузовой контейнер как рекламный носитель и даже предоставляла услугу брендирования прямо на заводе.
Многие фирмы переделывали контейнеры под свои нужды и для пущего рекламного эффекта (вот они, корни кастомайзинга:). В 1920-30-х можно было встретить Package Truck’и с контейнером в форме коровы в полный рост или огромного ботинка.
Возможность модифицировать аппарат и его доступность обеспечили ему долгую жизнь - Package Truck выпускались до 1957 года.
Но самым успешным коммерческим мотоциклом Harley-Davidson стал Servi-Car!
Этот трайк появился в 1932 году и, как его предшественники, имел грузовой отсек и предполагался к использованию в качестве средства для доставки различных товаров. Он был оснащен 45-дюймовым (740 куб. см) V-твином Flathead от мотоцикла серии R, но в 1936-м его заменили на двигатель от W-серии. Разница между этими моторами была в системе смазки: у более старого - «на прогар» (масло подавалось из маслобака к важнейшим узлам мотора и затем либо сгорало, либо выбрасывалось наружу), а более новый уже имел систему рециркуляции масла. Именно с этим мотором «Сервикары» дожили до 70-х годов.
В 1964-м на них первых появился электростартер - на год раньше, чем на Electra Glide. Трансмиссия сначала была от мотоцикла R, но уже через год ее заменили на трансмиссию постоянного зацепления с тремя передачами и реверсом.
Поначалу трайки не имели задней подвески: ось крепилась напрямую к раме. Зато на был дифференциал. Ширину колеи специально сделали такой же, как у автомобилей тех лет, чтобы у водителей «сервикаров» не возникало сложностей при движении по грунтовым дорогам.
До 1957-го передняя вилка была типа спрингер (пружинная), а потом ее заменили на телескопическую от Hydra Glide.
Тормоза сначала были барабанные: один на переднем колесе, второй - на задней оси, тормозивший оба задних колеса. В 1937-м барабаны поставили на каждое заднее колесо отдельно. Гидравлическая тормозная система появилась в 1951-м. А самые последние экземпляры «сервикаров» оснащались уже дисковыми тормозами на каждом колесе.
Вообще, Servi-Car’ы делались максимально «взаимозаменяемыми» с одиночными мотоциклами Harley-Davidson для снижения затрат на производство и повышения ремонтопригодности.
Servi-Car были очень популярны у полицейских, автосервисов и курьерских служб за счет легкости в управлении: ими, в отличие от двухколесных мотоциклов, мог управлять кто угодно, кто имел опыт езды на автомобиле. Как и в тогдашних автомобилях, переключение передач осуществлялось рукой с помощью рычага, а сцепление включалось ногой. Руль был мотоциклетный, но принцип управления походил на автомобильный, т.к. у трайка было два колеса сзади.
Кроме того, у Servi-Car имелось приспособление для буксировки, цеплявшееся за задний бампер автомобиля. Это очень понравилось автосервисам, которые стали использовать трайк для того, чтобы менеджер, возвращавший автомобиль после обслуживания владельцу, мог быстро и дешево добраться обратно до сервисной станции. Также на «сервикарах» механики выезжали к месту поломки автомобиля, где чинили его с помощью набора инструментов, перевозимого в контейнере «сервикара».
В полиции эти аппараты использовались для выписывания штрафов за неправильную парковку. Полицейские ездили вдоль рядов припаркованных автомобилей и специальной палкой с мелком на конце помечали колеса, чтобы потом, проехав снова через определенное время, видеть, кто стоит дольше положенного (собственно, как сейчас это делают наши парконы:). По правилам автомобили парковались с правой стороны дороги и, чтобы полицейскому было удобно правой рукой помечать их, рукоятку газа на полицейских «сервикарах» уже на заводе стали переносили на левую сторону руля, а рычаг переключения передач - на правую.
В 1932 году Servi-Car выпускались в четырех комплектациях:
- G с маленьким контейнером и буксировочным приспособлением
- GA с маленьким контейнером без буксира
- GD с большим контейнером без буксира
- GE с большим контейнером и резервуаром для сжатого воздуха
В 1933-м добавили еще комплектацию GDT с большим контейнером и буксиром.
В 1942-м большие и маленькие контейнеры заменили на стандартные стальные среднего размера, которые для Harley-Davidson производила фирма Chas. Abresch Co. Только в 1966-м эти контейнеры заменили на стеклопластиковые.
Servi-Car, появившиеся во время «Великой депрессии», производились вплоть до 1973 года - 41 год!
Ну и вот одно постановочное видео на тему использования Servi-Car'а по прямому назначению:
Click to view