"Магазинные воришки" - парадоксальная мораль японских бедняков

May 26, 2020 06:01


Японский фильм «Магазинные воришки» 2018 года (режиссёр Хирокадзу Корээда) достаёт на свет божий подробности нехитрого быта, постепенно награждая героев преступлениями разной степени тяжести. Вся история построена на контрасте: чем ниже в глазах зрителя падает всё семейство, тем больше хорошего, доброго, светлого обнаруживает в них автор, ( Read more... )

необычный ракурс в кино, Маю Мацуока, кино, Сосукэ Икэмацу, антирейтинг, Даисукэ Курода, Рири Фрэнки, Моэми Катаяма, #кино, Кирин Кики, Мию Сасаки, Сакура Андо, дети, Юки Ямада, Дзё Каири, Хирокадзу Корээда

Leave a comment

alexander_konev May 26 2020, 07:05:17 UTC
Я что-то не могу вспомнить ни одного японского фильма, где излагалась бы какая-то этическая программа или хотя бы задавались вопросы о том, что хорошо и что плохо, и почему. Фильмы про героизм и красоту бывают, но не могу вспомнить фильм, ставящий вопросы о чём-то базисном для этики. Если персонаж добрый, то просто добрый, если герой, то просто вот такой есть. Но вопрос "почему" не задаётся.

Reply

alexander_konev May 26 2020, 12:23:07 UTC
Вы же сами пишете, что это трэш. Одно из предельно патологических произведений японского кинематографа. То, что Тарантино сказал, что жалеет, что не он снял фильм, не значит, что он снял бы такое же жёсткое и беспросветно тупое мочилово. Происходящее в фильме к добру и злу не имеет никакого отношения, это просто человеческий вариант слепой стихии, нечто близкое к лишённым всякой надежды демонским ужастикам производства тех же японцев, или нашествию Годзиллы. Постановка вопроса в "Королевской битве" предельно фаталистическая, это какое-то бесчеловечное мировоззрение (кстати, кодекс бушидо, воспетый в некоторых японских фильмах 60-х годов - тоже нечто из этой оперы). Человек всегда остаётся человеком, даже в японском кино, но только это человек непробуждённый, из той культуры, где никогда не было Сократа, и потому на вопрос "что есть благородное" они только показывают куда-то пальцем, не приступая к серьёзной рефлексии. Подобно тому как люди отвечали на вопросы Сократа: "Что есть добродетель? Ну вот Перикл, например, он был ( ... )

Reply

shiro-kino.ru May 26 2020, 12:40:10 UTC
Согласна про треш. Вообще ваша мысль, обобщающая японское кино, меня заинтересовала, и теперь "я буду её думать".
С другой стороны, в литературе Акутагавы в своё время нашла ответов на вопрос, почему люди так себя ведут. Ответ всегда один: "такова их природа".

Reply

alexander_konev May 26 2020, 14:17:19 UTC
Ну вот, Вы подтверждаете этот антропологический фатализм японцев. Но природа это данность, а этика это критерий для выбора. Или у нас есть только природа, и тогда нет смысла говорить о том, что хорошо и что плохо, потому что всё - природа, и она такова, какова есть. Или же у нас помимо природы есть какой-то диапазон свободы, и тогда вопрос о добре и зле приобретает смысл. Это старый спор, он отражён в том числе в книге Виктора Франкла "Человек в поисках смысла". Франкл пишет, что он не отрицает наличия стимулов, но кроме стимулов, есть ещё и ценности. Есть область несвободы (природы), но есть и то, где человек может "сам делать себя".

Reply

misha_panda May 26 2020, 16:42:36 UTC
Японская этика, это винегрет из конфуцианских и буддийских добродетелей.
Поэтому представления о том, что такое хорошо,а что плохо быв
ают своеобразными.
Конфуцианцу важно соблюдение ритуалов, почитание предков, и чувство долга.
Однако добродетели конфуцианца уже способны напугать европейца.
Буддистам важны еще более странные вещи к добродетелям они относят самоконтроль и самообладание.
Есть множество аниме о том, что такое хорошо и что такое плохо, в зависимости от того насколько режиссер познал дзен.
Из наиболее милого рекомендую Союз серокрылых Haibane renmei...
А из близкого к теме слышал про Однажды в Токио Tokyo Godfathers, там про японских бомжей.

Reply

shiro-kino.ru May 26 2020, 18:05:38 UTC
Спасибо за наводку. По сути - согласна.

Reply


Leave a comment

Up