Если ребенок не говорит

Aug 18, 2014 15:54

По следам недавнего обсуждения в alpha_parenting решила собрать в кучку все свои мысли о задержке речи. Тема, надо сказать, актуальная и для меня лично. Все мои детки не торопились с разговорами.  И я много энергии и сил потратила на то чтобы, во-первых, научиться с этим жить и, во-вторых, выяснить, что я могу сделать, чтобы помочь.
Итак, если ( Read more... )

развитие, практика, малыши

Leave a comment

Продолжим? dz0rin August 26 2014, 11:38:15 UTC
"В ситуации, когда никаких дополнительных сложностей у ребенка нет, но он просто не говорит, при этом его развитие соответствует возрасту, он активен, любознателен, то стоит акцентировать внимание на занятиях актуальных для этого возраста и способствующих развитию мозга. "

В этой ситуации, как я думаю, дополнительные (имею в виду специализированные, у особых таких разных специалистов, исключая разве возрастного детского психолога) занятия почти не потребуются. А вот то, о чём Вы написали ниже - самое первое и необходимое, хотя и не единственно необходимое: "Отдельно отмечу принятую практику - стимулировать речь ребенка через непонимание."

Согласен, здесь нужно как бы перестать воспринимать, придавать прежнее значение невербальным средствам, к которым ребёнок в общении так привык. Просто наиболее ценным для взрослого с определённого момента становится именно желание ребёнка хотя б начало фразы припомнить и-таки сказать. И вот тогда - радость, ликование - я тебя ПОНЯЛ!!! Молодец, как ты здорово это сказал! Я от тебя и слОва-то такого никогда не слышал! А голос какой красивый! Нет, вы слышали, что Стёпа сейчас сказал?!! (обращается к присутствующим со-участникам) (а он едва произнёс начальные звуки или ударный слог, а это ж почти уже целая фраза, психологически это целая фраза; взрослый многократно может этот слог ударный воспроизвести для свидетелей, и для них же слово, ребёнком произнесённое, перевести на русский язык так сказать, чтобы ребёнок сравнил ещё и ещё раз звучание своего слова и нормативное звучание) - И как только ребёнок это сказал, так сразу, как по волшебству, всё происходит, как и раньше происходило. Взрослому можно симулировать усталость глаз, непонимание направления жеста (ребёнок явно показывает на такой-то предмет, а ему любезно подают стоящее рядом, подают и называют это, а всё не то...) И это можно превратить в игру, вполне. Точно также, как некоторые взрослые, желая чтобы ребёнок научился сам надевать, скажем, сапожок, но привыкший ждать, когда его ему наденет бабушка, с усердием начинает надевать сапог то задником на носок ноги, то ещё как-нибудь, но только так, чтобы он не налезал на ногу. И до тех пор, пока ребёнок не скажет: Не так! Дай, я сям! Вот как надо!.. Не успел он ещё устать, как бабушка восклицает: А! Я поняла, поняла, дай-ка, я теперь смогу надеть!..

Постепенно ребёнок начинает понимать, что по-настоящему в семье ценится способность не просто выразить свою мысль как получится, но именно словами сформулировать её, что присутствующие заняты, но готовы тебя выслушать и понять, тут же выполнить любую просьбу. Но мы искренне должны понять ценность такого взросления, нужно перестать видеть в ребёнке неумелого малыша - в противном случае ничего не выйдет.

Если к этому прибавить самою возможность полноценно проявиться ребёнку в самых разных бытовых делах, где ребёнок на равных с родителями (но не до упаду, а в смысле того, что поступает как стопроцентный хозяин вещей и деятельности с ними, как её субъект:) готовит пищу, стирает мелкие вещички свои, чинит одежду, гладит, чистит, ремонтирует с папой мебель и т.д., где взрослый будет постоянно сопровождать речью (вербальным аккомпанементом) все предполагаемые ощущения и переживания ребёнка, связанные с этим, и где ребёнок будет иметь постоянную возможность не только слышать этот аккомпанемент, но и видеть артикуляцию взрослого, хотя бы краем глаза, боковым зрением, тогда практически все базовые вещи, необходимые ребёнку для овладения речью, вернутся в жизнь, и речь у такого ребёнка обязательно появится. Более того, он не сможет не заговорить.

Reply

Re: Продолжим? mothersway August 26 2014, 12:05:35 UTC
Про стимулирование речи через непонимание - все вы верно пишете, конечно в этом вопросе нужна гибкость, как впрочем вообще с детьми. Однако частенько родители слепо следуют инструкции и конечно ломают дрова (и детскую психику). Сказал врач не понимать - не понимают.
ну а переоценить вовлеченность ребенка во взрослые дела вообще невозможно это не только речь стимулирует, это устанавливает контакт со взрослым, дает понимание важности и ценности того что делают взрослые и чему они учат ребенка, повышает самооценку ребенка.

Reply

Re: Продолжим? dz0rin August 26 2014, 12:21:31 UTC
Верно. Но я видимо сделал недостаточный акцент на том моменте, что если, как Вы написали "сложностей у ребенка нет, но он просто не говорит, при этом его развитие соответствует возрасту, он активен, любознателен", то причиной может быть то, что взрослый общается с ребёнком где-то на своём "этаже", ребёнок практически не видит его артикуляцию.
И, наверное, последнее для подобных случаев (но лично ко мне, поскольку я дефектолог, а не возрастной психолог, с этим никто не обращался). Ребёнок, у которого абсолютно всё в полном порядке, начинает говорить вообще-то гораздо позже, чем ребёнок из относительно неблагополучной или обычной семьи (там общаются очень коротко:). Дети из интеллигентных семей, где общаются и друг с другом, и с ребёнком весьма развёрнутой, грамотной речью, изобилующей всякими деепричастными оборотами и прочими штуками, начинает говорить лет с 3-х и даже позже. Но его первые фразы именно такие - развёрнутые и длинные. И сразу чистенько всё звучит.

Reply

Re: Продолжим? mothersway August 26 2014, 12:40:58 UTC
"Дети из интеллигентных семей, где общаются и друг с другом, и с ребёнком весьма развёрнутой, грамотной речью, изобилующей всякими деепричастными оборотами и прочими штуками, начинает говорить лет с 3-х и даже позже"
тут не могу согласиться, так как во-первых, имею личный пример - старший ребенок заговорил так как вы говорите в 2,7 и чисто, а младший тоже в 2,7, но с кашей во рту и отдельными слогами.
А во-вторых, среда это конечно важно, но в статье я хотела сделать упор на нейрофизиологию. Не всегда ребенок может "взять" то что ему дают. Отставание в развитии речи часто может быть обусловлено отставанием в развитии определенных мозговых структур. И к сожалению даже если ребенок не отстает в целом психологически (по разным векторам), он выглядит умненьким и сообразительным, временной сдвиг возник не просто так, самое распространенное это дисфункции левого полушария (фонематический слух и речевая артикуляция). Более того часто родители просто не туда смотрят и ребенок кажется им умненьким и сообразительным (все понимает, показывает в 2 года буквы и цифры, собирает пазлы), однако не может пройти по бордюру с помощью в взрослого, подпрыгнуть на двух ногах, поймать и кинуть мяч, в 1,5 года отказался от дневного сна, ходит на мысочках и т.д.

Reply

Re: Продолжим? dz0rin August 26 2014, 13:49:59 UTC
Это понятно, только предлагаю под выражением "всё в полном порядке" понимать всё-таки такую ситуацию, когда ребёнок, во-первых, имел возможность получить всё необходимое для роста, начиная с момента зачатия; во-вторых, не имел при этом слишком неблагоприятных воздействий и некоторых внешних условий, способствующих возникновению дисфункции; ну, и генетически-физиологически всё у него в порядке. И уже, учитывая, что любой орган или функциональная система органов наиболее уязвимы в момент зарождения и первоначального становления (Ухтомский), можно сказать, что часто казалось бы даже совсем безобидное воздействие извне может стать причиной серьёзных нарушений и даже патологии, особенно если физиологически организм и без того уже был ослаблен.
Поэтому, можно продолжить тему неблагоприятных воздействий, начиная разворачивать её с момента зачатия. Чтение с 2-х лет - это лишь один небольшой фрагмент из этой эпопеи. Необыкновенно пространная тема. Дело в том, что если посмотреть на статистику постановки диагнозов детям, скажем, с тем же аутизмом, то в случае, если грешить в основном на Матушку Природу, то можно прийти к выводу, что она буквально взорвалась, и не сегодня-завтра экологический катаклизм захлестнёт всё и вся на земле. Как иначе объяснить, что за мизерное по историческим и тем более природным часам время количество этих детей возросло с 3-4 детей на 10 000 новорожденных до 100? А можно объяснить и так - количество этих детей практически никак не изменилось, но резко увеличилось количество функциональных нарушений. Т.е. природа здесь не при чём, надо смотреть на то, что изменилось в социальных отношениях, в наших ценностях, направленности, образе жизни, кропотливо исследовать анамнезы и мн.др.

Reply

Re: Продолжим? mothersway August 26 2014, 17:16:26 UTC
все зависит от того кому адресована статья, с научной точки зрения вы правы, а с житейской, позиции обычных родителей, это слишком заумно.

Reply

Re: Продолжим? dz0rin August 26 2014, 17:50:54 UTC
Если то же самое развернуть, да доступным языком, с житейских-то позиций... это для кого-то из родителей само по себе может быть достаточно больно, даже если ни к кому конкретно и не обращено.

Reply


Leave a comment

Up