Если ребенок не говорит

Aug 18, 2014 15:54

По следам недавнего обсуждения в alpha_parenting решила собрать в кучку все свои мысли о задержке речи. Тема, надо сказать, актуальная и для меня лично. Все мои детки не торопились с разговорами.  И я много энергии и сил потратила на то чтобы, во-первых, научиться с этим жить и, во-вторых, выяснить, что я могу сделать, чтобы помочь.
Итак, если ребенок не говорит, неизбежно возникает вопрос о сроках.  Первые слова у большинства детей появляются к году - полутора. Однако даже появляющаяся речь может быть очень разной - у одних это мама, папа и слова-имитации  (би-би, ту-ту), у других предложения из нескольких слов. Произношение конечно в этом возрасте никогда не бывает чистым. 
Что же есть норма? (норма в данном случае это большинство здоровых детей).
В течение первого года жизни закладываются основы будущей связной речи в процессе эмоционального общения со взрослыми. Развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться речь. К году дети начинают подражать звукосочетаниям. Дети повторяют слова и звуки не всегда по смыслу или наоборот придавая одному слову множество смыслов. На этом этапе дети не интересуются, тем как называются предметы, его интересуют сами предметы и они, усвоив механизм понимания мамой своих желаний просто требуют.  Таким образом, в этот момент  речь еще не выполняет своей истиной цели коммуникации.
В течение второго года жизни у ребенка появляется потребность в общении. Если конечно он растет в среде, где это общение присутствует, если мать и другие родственники говорят с ребенком, отражают его состояние словами, объясняют свое поведение, комментируют события, называют предметы, слушают музыку и поют, читают книги. К двум годам появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. Правда, они порой понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название - с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии. На втором году ребенок говорит только по делу, когда ему что-то нужно, что-то не получается,  при знакомстве с новыми предметами и явлениями, в игре.
В это время ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь, даже если сам может произнести 5-10 слов. В этом время ребенок активно использует жестовую речь  (пока- машет рукой, баю-бай - ладошки под ушко, дай- вытягивает ладошку). Однако если не стимулировать звуковую речь, то ребенок может вполне удовлетвориться этим способом коммуникации. В речи взрослых (на втором году ребенка) должно быть много слов обозначающих предметы и действия, не стоит спускаться на уровень ребенка (пойдем баю-бай, давай ам-ам).
Если все идет хорошо, то к двум годам ребенок осваивает 200-400 слов. Слова имеют смыл предложения (Миша гулять ботинки)  или даже ребенок строит настоящие грамматически оформленные предложении из 2, 3 слов. Разговор со взрослым становится более привлекателен, чем слушание сказки, дети с удовольствием слушают вопросы взрослого, отвечают на них, пытаются поддерживать беседу - задают вопросы, показывают игрушки, одежду, чтобы общение продолжилось. Виды диалога, развитые в данном возрасте: зов, просьба, жалоба, приказ, запрет.
Таким образом, до двух лет приставать к ребенку и беспокоиться в большинстве своем не стоит. Необходимо  обеспечивать малыша общением  и насыщенной средой и наблюдать. Возможно к двух годам ребенок освоит 100 слов, а не 400, это также можно считать нормой  в рамках индивидуальных отличий людей.

Но есть ситуации, когда надеться на время совсем не стоит.
  1. Прежде всего, это когда ребенок не реагирует на окружающих, занят одними и теми же шаблонными занятиями, ничем не интересуется, то есть имеет аутичные черты. В этом случае нужно срочно проконсультироваться у психоневролога  или хотя бы у психолога.  Возможно, потребуется профессиональная помощь. Главное - не паникуйте. Первая задача родителя - сделать все возможное, чтобы малыш чувствовал себя в этой жизни тепло и  комфортно. Тогда у него появится потребность что-то сказать миру, а при помочи специалистов шансы на это значительно увеличатся.
  2. В ситуации, когда проблемы у ребенка не только с речью, а наблюдается отставание от сверстников в двигательном (моторном) развитии, эмоциональном, социальном, когнитивном развитии.   Как правило, это дети родившиеся от осложненной беременности, сложными родами. В этих случаях велика вероятность  гипоксии (кислородном голодании мозга), энцефалопатии (поражении частей мозга). Такие дети долго не переворачиваются, мало ползают, поздно и очень неуверенно учатся ходить, трудно приучаются к горшку, имеют сложности с питанием (не могут жевать, крайне избирательны в еде), часто они гиперактивны, при утомлении трудно управляемы  и их трудно успокоить. В этом случае задержка речи может идти в рамках задержки психического развития, таким детям необходимо гораздо больше внимания, чем обычным детям. Как правило такие дети имеют неврологические диагнозы  и синдромы  и им требуется наблюдение у невролога , также таким детям крайне желательно заниматься с дефектологом, необходимо организовывать для них специальные занятия, помогающие им «продвинуться» в развитии.
Дефектолог - это специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии и в отличие от логопеда он начинает работать с детьми с раннего детства. Если логопед начинает работать с 3-4 лет, дефектолог - с года. Ранняя диагностика позволяет приступить к ранней коррекционной психологической и педагогической поддержке.
Дефектолог учит детей
  • координировать движения тела,
  • через конструирование обучает представлениям о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу,
  • лепке, рисованию, аппликации,
  • играть: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту.
  • различать на слух ритмы, звуки речи, последовательность звуков в словах и т.п.
  • видеть  и понимать окружающие предметы и явления, что позволяет расширять круг его представлений, словарный запас, связную речь.
То есть по сути все тоже самое предлагают ранние группы развития. Однако одни дети удачно вливаются в них для других нужны индивидуальные занятия со своим ритмом и объемом. 
В ситуации, когда никаких дополнительных сложностей у ребенка нет, но он просто не говорит, при этом его развитие соответствует возрасту, он активен, любознателен, то стоит акцентировать внимание на занятиях актуальных для этого возраста и способствующих развитию мозга. 
В таком случае до трех лет необходимо:  
  1. больше активной жизни - бегать, прыгать (идеально на батуте), кататься на качелях, висеть (желательно и вверх ногами), кувыркаться, ползать, плавать, игры с мячами разного размера;
  2. больше сенсорной информации - копаться в воде, грязи, песке, играть с природным материалом (ветки, камни, листья, шишки, семена, ягоды), ходить босиком по земле, траве, камням;
  3. развитие мелкой моторики - пальчиковые игры, сенсорные мешочки - тренировать захват предметов разной формы и размера (кубики, шарики, пирамидки, мелкие предметы), конструкторы требующие не только четкого попадания, но и применения силы, доски с вкладышами, мозайки;
  4. логопедическая гимнастика-упражнения для мышц челюсти, губ и языка, дыхательные упражнения. Самое простое - задувание свечи, выдувание мыльных пузырей, имитация крика индейца, надувание двух щек и каждой щеки по очереди, показывание языка (выдвинуть максимально вперед, вверх, вниз), быстрое движение высунутого языка из стороны в сторону со звуком, имитация фыркания лошади (быстрый выдох с расслабленными губами);
  5. из развивающих занятий подойдут монтесори-педагогика и песочная терапия, мягкая школа, бэби-контакт, рисование пальчиками, ладошками, лепка пластилином тестом, глиной, музыкальные занятия;
  6. много слушать: музыку, природу, город, животных, птиц, шум ветра, воды, шелест деревьев, бытовые шумы (чайник, пылесос, дрель, писк микроволновки, шум холодильника), обращайте внимание ребенка как на речь, так и на неречевые звуки;
  7. петь  и танцевать (двигаться под различную музыку вместе с мамой и самому), пробовать играть на различных музыкальных инструментах, стучать по различными предметам, пробовать понимать и запоминать ритмические удары.
  8. и конечно разговаривать, много и обо всем. Все действия озвучивать по сто раз. И постоянно задавать вопросы к ребенку «что он делает». Задаете вопрос. Пауза. Даете ему самому подумать, может он скажет что-то. Потом отвечаете в третьем лице. Потом от первого лица. Потом просите повторить. Делать это нужно всегда и везде. Все игры разыгрывать максимально театрально  и все сопровождать речью. Много читать, просить повторять рифмованные слова в конце строк.  
Отдельно отмечу принятую практику - стимулировать речь ребенка через непонимание. Иногда родителям советуют делать вид, что им непонятно то что ребенок показывает пальцем, жестами, звуками. Здесь нужно быть осторожным. Одно дело, когда ребенок оказывается в компании бабушки, которая его видела последний раз год назад и она его не понимает, или незнакомой тети - воспитательницы и он с нуля строит с ними отношения, налаживает коммуникацию и совсем другое дело когда любимые и заботливые ранее мама или папа вдруг упираются рогом - «скажи словами, я тебя не понимаю». Ребенок плачет и бьется в истерике, а родители сжав зубы стоят на своеам, ломая при этом самое главное - отношения.
Ребенок никогда не обучается на отрицательных эмоциях, любой прогресс возможен только при положительных эмоциях. Отрицательные же рождают страх и злость, и все последующее поведение направлено на то чтобы избежать этого страха и выразить эту злость. 
Да иногда стоит обратить внимание ребенка, что данную просьбу можно выразить словами, стоит повторить это слово два три раза с паузами, ожидая ответа малыша. Возможно результат будет сразу, возможно позже. Задача родителей показать, как надо, но создать при этом доброжелательную атмосферу принятия и любви.
Постепенно от физиология задержки речи мы перешли к психологии. Всем известно, что человек это не только биологический организм, но и социальный. Возможности развития  ребенка напрямую связаны с тем, в какой социальной среде он растет.
- насколько ему обеспечивают комфорт и безопасность,
- как много ему уделяют эмоциональной теплоты и внимания,
- насколько он открыт личному опыту, может экспериментировать  и проявлять любопытство,
- какие требования предъявляются к нему, насколько учитывается его возможности по возрасту и индивидуальные особенности.
В ситуации задержки речевого развития не лишним будет посетить психолога.  Нередко родители не замечают вещей очевидных со стороны. Возможно их ожидания, требования, стиль воспитания, или климат в семье не способствуют речевому развитию ребенка. Например, мама излишне опекает ребенка, подавляя его самостоятельность, или в семье есть младший ребенок, и старший своей молчаливостью привлекает к себе внимание мамы, показывая, что он тоже малыш. 
Если несмотря на все усилия в целом развитый ребенок не говорит в 3 года и не видно прогресса необходимо начинать коррекционную  работу. Если ранее ребенок не посещал  групповые занятия - необходимо начать, если ребенок занимался в группе - стоит добавить индивидуальные занятия.  Многие родители при выборе специалиста сразу вспоминают логопеда. Однако следует иметь ввиду, что стандартные логопедические занятия наиболее эффективны в более позднем возрасте 4-5 лет, для трехлетнего малыша нужно искать специалиста, который имеет опыт работы именно с ранним возрастом. 
Таким образом,  мы разобрали разные ситуации:

Основная проблема
Сопутствующие сложности
Рекомендации

Ребенок не говорит в 1,5- 2 года
Аутичные черты
Консультация психоневролога (психиатра)

Ребенок не говорит в 1,5-2 года
Неврологические синдромы, задержка развития других функций
Консультация невролога психолога,  коррекционная работа с дефектологом

Ребенок не говорит в 1,5-2 года
Общее развитие по возрасту
Консультация психолога, развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие, общение со взрослыми, чтение, развитие речевого и неречевого слуха, чувства ритма, логопедическая гимнастика, группы раннего развититя

Ребенок не говорит в 3 года.
Общее развитие по возрасту
Консультация психолога,  логопеда-дефектолога коррекционная работа со специалистом

В заключении, я хотела бы отметить следующее. Речь одна из важнейших психических функций, появление и развитие которой встроено в процесс психофизиологического развития. Развитие каждой функции и умений человека имеет свое время и нуждается в определенных условиях, каждая последующая функция опирается на уже имеющиеся.
Развитие мозга ребенка можно сравнить со строительством дома. Сначала закладывается  фундамент (это происходит в пренатальный период и раннем младенчестве), затем по кирпичику собираются стены (от года до 7 лет)  и потом кладется крыша (7-12). Чем раньше замечен дефект и приняты меры к его устранению (основные работы по коррекции желательно выполнить до 7-8 лет), тем больше шансов, что дом выйдет ровный и крепкий. Конечно и в кривом доме можно жить, но в этом случае основные силы будут уходить на то чтобы поддерживать его в целости, а не думать о радости жизни. Гораздо легче живется, когда человек использует свои возможности, нежели занят компенсацией своих недостатков.
Поэтому если у ребенка задерживается появление речи (до 2,5-3 тили более лет) и ее развитие, нужно до школы обязательно следить за своевременностью развития умений и способностей ребенка. НО при этом ни в коем случае не нагружать его сверх меры, не давать задач не посильных для него, не забегать вперед.  Вообще это вредно всем детям, но если у ребенка была задержка речи, значит его развитие идет с запозданием и задача развивающей и коррекционной работы с ним это догнать и ничего не пропустить, подготовить его к школьному обучению. Догонять в школе будет крайне тяжело.
В связи с этим я рекомендую родителям детей с задержкой речи при достижении ими 5-6 лет обязательно консультироваться с нейропсихологом и логопедом. Даже если речь появилась к 2,5 и потом не было проблем с артикуляцией, построением фраз, автоматизированной и свободной речью, даже если вы работали с дефектологом  и логопедом в 3-4 года, за полтора-два года до школы нужно оценить уровень развития всех психических функций ребенка.

развитие, практика, малыши

Previous post Next post
Up