Месяц назад отправил анкету на фестиваль-школу современного искусства "Территория". 3-й год Я знаю об этой высокоуровневой театральной школе (вернее сказать, об ускоренном курсе ликбеза современного артиста). Уже двое из Les Partisans прошли через её горнило. Они привозили в труппу кучу разной информации о крутых театрах и спектаклях, выставках и перфомансах, треше и угаре совриска. Так впервые до земли Удмуртской дошли сведения о театральных наркоманах ( спектакли по 8!часов в Театре Наций) и бывших наркоманах в театре("Бросить легко"), голых перфомансах и голых греках( Димитрис Папоиоанну). Но это другая история, старая и забытая. Или не забытая
(
http://www.garagemca.org/ru/event/792)
Вообще, Кирилл Серебренников на встрече с Арт-дирекцией (а это ещё и Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Роман Должанский, Андрей Ураев, Теодор Курентзис, Василий Церетели) говорил согласно со всеми, что "Территория" уже не та. С одной стороны - десять лет назад все только и делали, что тусовались по клубам и дирекция едва могла адекватно проводить мастер классы( особенно утром). А с другой - сейчас 50 "отборных" актеров, режиссеров, театроведов из сотен заявок (несмотря на шутки про "географический" отбор) приехали "прокачиваться" , знакомиться с ветром искусства. Они ещё и позволяют себе диспуты с творцами спектаклей. Сколько было возмущений типа "и вот Это вытеснит классический театр лет через 50" или "если всякую шизофрению называть искусством... Да и вообще, Я захочу, также могу сделать" ... Да немного их было. Большинство студентов , даже служащих в государственных консервативных театрах были " в теме" и с благодарностью и вниманием стенографистки впитывали "месседж" - "!КАНОНОВ НЕТ"
А ещё кризис ударил по фестивалю и привести достаточно крутых , габаритных, технически сложных драматических спектаклей не удалось. Зато было множество пластики. И, правда, в этом направлении видится что-то знаковое, непонятное, современное. По закулисным шепоткам выяснил - круче всего зашли "Превращаемые" Компании Терро Сааринена из Финляндии. Присоединяюсь , было и современно, и читаемо, и красиво, а главное - на обсуждении возникло множество вопросов и ни один не остался без удовлетворения.
И МК у Терро не скоро забудется, сдвиг происходит, когда начинаешь видеть людей вокруг себя, дышать яснее, думать легче.
Мастер класс Анны Абалихиной на грани азбуки перфоманса тоже хорошо включил соображалку и дал понять цену жестам.
Были и тренинги на развитие "органичного беспрерывного бреда" и конфликты разбирали и двигались в полной тьме для того, чтобы тело не боялось и не было опасным. Как наши мастера частенько заканчивали поток вопросов -- знаете, Я могу бесконечно говорить об этом.
Самым крутым драматическим впечатлением стал спектакль "Кому на руси жить хорошо"
. Насчёт него уже писал ранее.
http://mot-vremeny.livejournal.com/2333.htmlREMINI PROTOKOL с из аудиобродилкой "Remote Moscow" - это возможно самый интерактивный формат из существующих театральных форм. С точки зрения текста - примитивно, просто обыгрывание пространства с его минтимальной историей, но вкупе с пространством и давлением на то, что и главный герой и часть стада - это ты сам - возникает магия.
А вот под занавес фестиваля произошло самое крутое его открытие - жестовый спектакль Тимофея Кулябина "Три сестры" ( того самого режиссера сканально известного "Тангейзера").
Первый акт Я боролся с собой, (в этой тихой игре свои правила) со второго акта Я уже не мог остановить эмоций и анализа впечатлений. Если коротко - "Чехов жив". Сказать, что актеры хороши - очень мало сказать. Им веришь. Может сыграл прием ( без голоса текст исходил от тела, мимики, звуков, взглядов, жестов, лучеиспускания, да простит меня Константин Сергеевич) , даже не буду пытаться разделить на составляющие, разжевать причины попадания. Просто актерам веришь. Были и свои провисы, тишина и огни телефонов в темноте иногда скрадывали смысл, уводили в медитацию. Но то, что театр Красный Факел показал Новосибириск значимой точкой на карте Российкого Театра это неоспоримо.
Не вдаваясь в частности могу смело заявить, что Театр сегодня не работает по принципу "Все лучшее - в МоскваПитере". Очень интересные люди приехали в этом году на Территорию (и студенты многие знают о чем говорят, и участники отовсюду несли своё знамя авангарда. И все жутко разные, самобытные, да кто-то погряз в полемике о политике и употребимости мата, нагих тел на сцене и пр., но возвращаясь в Ижевск мне кажется, Я не открою америку. Мне есть , что рассказать партизанам, но в контексте театральных событий ЦСДР полно своих интересностей. Театральный процесс, обсуждение спектаклей становятся все более интимными и вместе с тем- публичными, а это гораздо интереснее даже самых диких "новинок", проходящих в столице. Самое ценное - это встряска. Оказавшись надине с территорией современного искусства, вдаваясь в подробности других деятелей театра , невольно замечаешь свои недостатки, упущения в работе над собой и ... Вдохновляешься тем , что ещё предстоит сделать(еще раз услышал и убедился, что театр - это процесс) И, пожалуй, лучшее, что могло произойти со мной до начала сезона. Теперь, главное - "не расплескать".