Вернуть то, что принадлежит нам по праву. История нашей архитектуры.

Jan 13, 2017 13:52



Пауль Клее, 1914 год.

Доброго. Взгляните на эту прекрасную работу. Каждый кусочек представляет собой самую простую маленькую фигуру. Но из этих разноцветных фигур состоит вся картина. Можно закрасить все полотно серой краской, а можно кропотливо «собрать» множество правильных элементов правильных цветов.

Точно также любой успешный город, который нравится жителям и даже самым взыскательным гостям, состоит из подобных элементов. Архитектура, вся система общественного транспорта и её элементы (подвижной состав, его качество и технологии), подъезды, лифты, улицы, дороги, сопутствующая инфраструктура и т.д.

Вклад в каждый из этих элементов это вклад в радостную для человека картину, его отношение к городу, а, следовательно, вклад в процветание. Нельзя просто взять и закрасить часть элементов валиком обильно залитым дешевой серой краской. Вы испортите картину, люди просто никогда около ней не задержатся. Пожалуй, именно это и происходит на протяжении многих десятилетий.

Работать должен тот художник, которых добился максимальной результативности своих работ. Не масштабности, а эффективности. Уровень эгоистичности и мании сегодня в обществе достиг такого уровня, при котором даже мысль о таком художнике многих вводит в состояние глубокого удивления и неприятия, хотя гости «полухудожники» из стран развитых, но не эффективных порой творят свои «полупроекты».

Что самое интересное, люди забыли о своей истории, об великих художниках, которые волей судьбы работали в России в разные времена, чтобы собрать подобную картину. Сегодня пытаются отрицать не только труд этих специалистов, но даже свое наследство подменяя свою жизнь и долг псевдоценностями. Часто вопрошают: «Какая еще Швейцария? Зачем нам это нужно?» К счастью, раньше такие вопросы вообще не существовали, а поэтому высокие специалисты спокойно работали в стране и создавали то, что вы видите вокруг себя, с чем ассоциируете. Лучшие специалисты, а не «полухудожники» и неучи.

И не проблема специалистов давно покинувших наш мир, что многое заброшено, разрушено, разграблено или полностью уничтожено потомками и другими менее образованными гостями.

Задавая вопросы почему Швейцария, просто взгляните вокруг. Не там, где построены гетто-районы и разрушена архитектура, а там, где еще сохранилось наследство. Вокруг вас, друзья мои, «Италия» и «Швейцария». Более того, во всех отношениях из самой теплой Швейцарии. Так получается, чтобы для того, чтобы узнать историю своей страны, узнать кто мы, нужно изучать Конфедерацию и в том числе, что удивительно, порой её самые небольшие и удаленные от мира городки.

Сегодня, с любезного разрешения SWI, я поделюсь с Вами просто невероятной статьей, возможно, для многим она раскроет глаза и послужит еще одним доказательством того, что мы должны сотрудничать по технологиям, архитектуре, стандартам, транспорту именно с Швейцарией.

Мы должны восстановить утерянную связь с предками, вернуть то, что нам принадлежит по праву. И сделать это можем только в том случае, если обратим свой взор не на американских, а на швейцарских специалистов, стандарты, новую архитектуру, общественный транспорт, созидательные заводы и прикладную науку. Мы должны уважать, понять и принять этот опыт.

То, что не нуждается в доказательствах вашей «деятельности» по телевизору или в соцсетях. То, что люди видят каждый день, чему радуются и чем гордятся. То, что не подавляет, а раскрепощает созидание и дух в человеке. Пора вернуть и логику в народное хозяйство. А сейчас предлагаю прочитать, наверное, лучшую статью SWI за все последнее время. Она была бы невозможна без тесного сотрудничества России и Швейцарии, которое позволяет найти свои корни и понять кто мы на самом деле по своей культуре и развитию, понять свои задачи.

У кого есть аккаунт в FB присоединяйтесь к русскоязычному SWI, очень много отличных публикаций о Швейцарии, в том числе по экономике, транспорту, инфраструктуре. Надеюсь, что этих тем у них в новом году станет еще больше! А сейчас собственно сама статья. Сразу хочу подчеркнуть, что речь пойдет об историческом московском ампире, а не о советском, который фактически не только разрушил историю классической архитектуры, но и советский конструктивизм за который развитые страны, пожалуй, единственный раз стали действительно уважать. Поехали!



Энцо Пелли, потомок архитектора Луиджи Пелли, в родном городке Аранно (кантон Тичино) www.swissinfo.ch

Начиная с середины 18 века целые династии швейцарских архитекторов родом из кантона Тичино принимали активное участие в формировании неповторимого архитектурного облика Москвы и Санкт-Петербурга. Среди них особенно выделяются Доменико Жилярди и его ученик Луиджи Пелли: они стояли у истоков московского ампира, определившего характер послепожарной Москвы.

Этим именам была посвящена международная конференция «Восстановленная Москва,1813-1843. Архитектура, источники, взаимовлияние» («Mosca ricostruita, 1813-1843, Architetture, fonti, interazioni»), которая прошла в городе Монтаньола, что недалеко от Лугано. Место проведения конференции было выбрано не случайно, ведь в Монтаньоле родился и похоронен великий архитектор Доменико Жилярди.

Удивительно, что и сегодня, по прошествии более 200 лет, учёные находят новые документы и делают новые открытия, посвящённые работе швейцарских архитекторов в Москве. Этому есть объяснение - в советские годы российские учёные не имели возможности изучать иностранные фонды и архивы, например, швейцарские фонды архитектурной графики из уникального «Архива Нового времени» («Archivio del Moderno») в швейцарском городе Мендризио (кантон Тичино), или частные архивы, до сих пор бережно передающиеся из поколения в поколение потомками знаменитых мастеров.

Это было тем более досадно, если учесть, как рассказала нам Т.А.Дудина, научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева, что графическое наследие, например, архитектора Доменико Жилярди, хранящееся в фондах этого музея, совсем невелико, «всего 31 единица хранения и альбом из 10 листов». С его учеником Луиджи Пелли дело обстоит ещё хуже, в музее нет ни одной единицы хранения, связанной с его именем. Но сегодня все изменилось.

Проекты прошлые и настоящие
Летиция Тедески, директор «Архива Нового времени» и организатор международной конференции со швейцарской стороны, говорит, что «архив, который я возглавляю - крупный научный центр, изучающий архитектурное наследие кантона Тичино. Так как здесь родились многие мастера, работавшие в России, от Доменико Трезини до Доменико Жилярди, то понятно, что одна из центральных научных тем, которой занимается Архив - это связи Швейцарии и России в области архитектуры. Архив во многом как раз и был создан в 1996 году, вместе с Академией Архитектуры Мендризио, для активизации научно-исследовательской работы в этой области».

По ее словам, в активе «Архива» уже есть один совместный проект с российскими коллегами, посвящённый влиянию итальянской и швейцарской архитектуры на российскую архитектуру в период Екатерины Великой и Александра I. Итогом проекта стала выставка «От мифа к проекту. Влияние итальянских и тичинских архитекторов в России эпохи классицизма», прошедшая в Тичино в Кантональном Художественном Музее в 2003 г. и в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже в 2004 г.


"Пожар в Москве позади Спасской башни", швейцарский художник Hans Jakob Oeri. 1812, гуашь, бумага (Kunsthaus Zurich) www.swissinfo.ch

Как говорит Летиция Тедески, во вверенном ей архиве хранится практически все научное и художественное наследие Доменика Жилярди, одного из главных участников процесса реконструкции послепожарной Москвы, и именно поэтому мы, что логично, и приняли активное участие в реализации этого в высшей степени многообещающего проекта».

Сколько нам открытый чудных
Изучение частных швейцарских архитектурных архивов является делом тоже весьма перспективным. Работы тут непочатый край, не изученных как следует материалов - море. Яркий пример тому - это историческое наследие Луиджи Пелли, ученика Доменика Жилярди, также активно работавшего на восстановлении послепожарной Москвы. Его архитектурная графика была впервые опубликована на русском языке фондом «In Artibus» только в 2015 году на страницах монографии «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году».

Книга, что называется, прозвучала и привлекла к себе внимание ведущих учёных-историков архитектуры, занимающихся темой «московского ампира». Среди них была Юлия Клименко, доцент кафедры истории архитектуры и градостроительства МАРХИ, организатор конференции «Восстановленная Москва» с российской стороны.

На конференции в Тичино она отметила, что на наших глазах появляются сейчас новые архитектурные герои, авторы известных московских памятников, которые слишком долго оставались безымянными. Но при этом реконструировать достоверную историю строительства многих прекрасных сооружений Москвы и Подмосковья возможно только при условии введения в научный оборот материалов, сохранившихся на родине архитекторов в их семейных архивах.

Энцо Пелли, потомок архитектора Луиджи Пелли, участвовавший в конференции, любезно пригласил российских учёных к себе домой и предоставил им возможность изучить свой семейный архив. «Я рад, что документы моих предков так заинтересовали российских учёных, они провели у меня дома целых четыре часа! Я уверен, что исследование новых материалов прольет свет на роль моего предка в архитектурной истории московского ампира».

Изучить контекст
И в самом деле, конечной целью декабрьской конференции как раз и была попытка еще раз внимательно изучить исторический контекст и сравнить работы различных исследователей, посвященные московскому ампиру, затем проанализировать, как создавался этот совершенно новый тогда архитектурный язык, и понять, какие тут есть сходства и различия с архитектурными тенденциями, характерными для Европы той эпохи.

Кстати, в течении трёх следующих лет планируется проведение ещё двух научных конференций. Одна пройдет примерно через полтора года в Москве, а последняя, заключительная - в Париже. По их итогам запланирована публикация научных работ, посвящённых, соответственно Москве 1812 года и архитектору Доменико Жилярди. Отдельно будут изданы и материалы всех трёх конференций.

Доменико Жилярди
Родился в 1785 г. в Монтаньоле близ Лугано, сын известного в России архитектора Джованни Батиста Жилярди (1755 - 1819 гг.) Впервые в Россию Доменико приехал в возрасте одиннадцати лет вместе с матерью. Во время учёбы в Санкт-Петербурге в итальянских мастерских, сотрудничавших с Джакомо Кваренги, Доменико стали звать Дементий Иванович.

В конце 1803 г. при содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны Доменико Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию для продолжения занятий живописью в Миланской Академии искусств. Он возвращается в Россию в июне 1810 г. после долгого изучения архитектуры Рима, Флоренции и Венеции, а в январе 1811 г. становится помощником отца в ведомстве Московского Воспитательного дома.

В августе 1812 г., когда войска Наполеона подходили к Москве, Доменико Жилярди был эвакуирован в Казань. По окончании войны с 1813 г. Жилярди состоит в Экспедиции кремлевских строений, где принимает участие в работах по восстановлению пострадавших сооружений Кремля, в частности, звонницы и колокольни Ивана Великого. В июле 1817 г. после отъезда Жилярди-отца на родину по состоянию здоровья Доменико становится старшим архитектором ведомства Московского Воспитательного дома.

В 1818 г. Доменико Жилярди поручают перестройку Вдовьего дома на Кудринской площади и здания Екатерининского училища на Екатерининской площади. С 1814 по 1822 г. архитектор занимается реконструкцией усадьбы богатого московского барина, генерал-лейтенанта П.М. Лунина, дяди известного декабриста М.С. Лунина.

Доменико Жилярди продолжает плодотворно работать в Москве вплоть до 1832 г. Среди его работ знаменитое здание Опекунского совета, дом Гагарина, загородные постройки в Кузьминках, подмосковной усадьбе князей Голицыных. Из-за болезни Доменико принимает решение вернуться на родину, в Швейцарию. Здесь близ Монтаньолы он возводит часовню, придав ей, как бы в память о Москве, формы московского классицизма. Она находится по дороге на кладбище монастыря Сан Аббондио, где в 1845 г. зодчий был похоронен рядом со своей дочерью Франческой.

Автор: Юлия Ильина.  Оригинал Swissinfo.ch

Как вам статья?

С уважением, Александр Мостовой

архитектура

Previous post Next post
Up