Швейцария продолжает удивлять своим упорством и научным подходом в производстве общественного транспорта. На сегодня в КБ и НИИ этой небольшой промышленной и научной державы закончили разработку новейшей системы ОТ - бесконтактного троллейбуса TOSA. Уже запущен опытный маршрут в Женеве. Данному виду транспорта не нужны ни провода, ни мощные электродвигатели, ни ДВС. При этом он обладает всеми плюсами классических троллейбуса и автобуса, но лишен их недостатков.
Швейцарские граждане предъявляют все более жесткие требования к экологии и комфорту своего жизненного пространства. Управленцы в Швейцарии активно берут на вооружение эти запросы и со своей стороны делают все возможное, чтобы удовлетворить их через поддержку и новые стандарты в совершенно разных сферах. Неважно, будет ли это сельское хозяйство, промышленные предприятия, в том числе тяжелое машиностроение или транспортные системы, энергетика, градостроение. Везде идет постоянное совершенствование с использованием последних достижений швейцарской науки, НИИ, КБ и лабораторий. Объединяются целые секторы экономики и науки для того, чтобы эффективно и с наименьшими затратами решать те или иные задачи.
Государственные структуры, общественные организации и система референдумов активнейшим образом задействованы в развитии страны и регионов. В настоящее время граждане Конфедерации через референдум ограничили доходы банковских служащих. При этом доходы научных работников только растут. В Швейцарии профессор со стажем получает примерно 500 тысяч рублей в месяц. Граждане понимают, что без этого страна не сможет заниматься наукоемким экспортом действительно важных для всех товаров, а, следовательно, комфорт и доходы всех в Швейцарии резко упадут. Наука, НИИ и КБ - это для швейцарцев самое необходимое и неприкосновенное. Но с институтов и политехов и спрос велик. Важны результаты и достижения.
Заводские испытания системы
Работает!
Предпосылкой к созданию системы TOSA послужили новые требования жителей Женевы. Около 200 автобусов составляют половину системы транспорта Женевы, жители которой, как и многих других городов, где активно используется этот вид ОТ, страдают от загрязнения воздуха (а оно в любом случае происходит, несмотря на возрастающие евронормы) и шума. Разумеется, москвичи едва ли поймут женевцев по части экологии, ведь для нашей столицы экология этого тихого швейцарского городка была бы просто идеалом. Что касается шума, то вспомним московские пробки и то насколько "приятно" стоять за работающим автобусом. Также существует вопрос визуального загрязнения, когда в воздухе висят провода. И опять же нам остается лишь мечтать, чтобы в городе висели одни лишь троллейбусные провода, так как даже они давно потерялись в обилии свисающих с каждого столба порой десятков каких-то непонятных и ужасающих проводов к домам, рекламе, киоскам, магазинам и т.д. Таким образом, плюсов в экологически грязном и крупном городе, в любом случае, даже от обычного троллейбуса несоизмеримо больше.
А это уже работа на тестовой линии. Испытания в реальных условиях. 2013 год.
Несмотря на референдум 3 марта 2013 года, на котором 56% женевцев постановили снизить стоимость проезда на общественном транспорте до уровня 2011 года, работа продолжилась. Объединившись, КБ Швейцарии смогли создать альтернативу классическому транспорту. Данная система была создана с серьезным расчетом специально для маршрутов с повышенной загруженностью в часы пик.
Огромный вклад внесла знаменитая электротехническая и машиностроительная швейцарская корпорация ABB (за систему отвечает ABB-Sécheron - лидер железнодорожного оборудования). Конструкторское бюро ABB проделало настоящую новаторскую работу. Высока заслуга и швейцарского производителя троллейбусов, автобусов и экобусов HESS, который предоставил идеальную платформу самого нового троллейбуса модельного ряда 2012.
Предлагаю посмотреть небольшой ролик в котором можно послушать представителей и кураторов проекта от ABB:
Click to view
А это поездка. Обратите внимание на маневренность сочлененного троллейбуса системы Swisstrolley 4 на узкой дороге и на плавную, но уверенную динамику, качественный звук работы механизмов:
Click to view
Краткие характеристики:
Длина сочлененного троллейбуса 18,75 метра
Ширина 2,55 метра
Вес пустого троллейбуса 20 тонн
Максимально допустимый вес троллейбуса 29 тонн
Количество сидячих мест 45 + 1
Количество стоячих мест 88
Всего мест 133
Безупречное рабочее место водителя! Это характерная особенность всей продукции HESS AG.
Процесс подзарядки занимает 15 секунд.
Финансирование и тестовый запуск проекта:
Планировалось
2\3 за счет ABB (Sécheron)
1\3 из регионального, федерального бюджетов, а также энергетической компанией SIG, транспортной TPG, частным фондом OPI созданным в 1976 году по желанию правительства Женевы для поддержания своей промышленности.
Премьера - май 2013 года. Тестовый период 10 месяцев. Общая стоимость примерно 175 миллионов рублей. К концу апреля примерно 80% расходов были покрыты за счёт собственных ресурсов.
Для сравнения можно посмотреть, в какую сумму обошелся всего 1 тоннель развязки на Соколе в Москве. На эти деньги можно было закупить 1900 швейцарских троллейбусов Swisstrolley 4, переоснастив весь парк города на скоростную, сверхкомфортную и маневренную технику. А лучше построить завод по их производству в Москве, сэкономив еще больше.
Бесконтактная система TOSA (Trolleybus Optimisation System Alimentation) позволяет троллейбусу передвигаться за счет внутренней электроэнергии, подзаряжаясь за удивительно быстрое время на остановках, оборудованных специальным устройством. Специальные аккумуляторы расположены на крыше. Зарядка может осуществляться через 3-4 остановки за 10-15 секунд (400 кВт). Эту процедуру швейцарские инженеры назвали «кормлением из бутылочки». Это время как раз необходимо для минимальной высадки и посадки пассажиров. В конце маршрута зарядка длится 3-4 минуты (200 кВт). Получается очень выгодно тем, так как не требуются огромные и тяжелые аккумуляторы, а энергия берется ровно та, которая необходима до следующего «кормления».
Сама зарядка очень проста и в тоже время технологически продвинута. Троллейбус в автоматическом режиме определяет свое положение и траекторию при приближении к остановке, после чего специальное небольшое устройство немного приподнимается и при остановке само соединяется со станцией. В этот момент станция начинает подавать энергию. До этого она обесточена, так что система абсолютно безопасна для людей. Швейцарские инженеры сделали так, что процесс зарядки также не оказывает никакого негативного действия - люди полностью защищены от электромагнитных излучений. Благодаря такому вниманию к здоровью и безопасности своих граждан, Швейцария с недавних пор занимает первую позицию по продолжительности жизни в мире, догнав Японию.
Пока проект работает удачно. Если все будет и дальше складываться хорошо, то через 10 месяцев линию продлят и затем начнут работу по масштабному внедрению TOSA уже на постоянной основе. Главное сейчас - отработать систему как надо, учесть все производственные и эксплуатационные условия и нюансы.
Остановка и станция «кормления».
Принимающее устройство "кормления" на крыше троллейбуса.
Шина подает питание только при зарядке троллейбуса.
Очень стильно. При этом швейцарцы готовы делать их гораздо компактнее.
Расписание и карта ОТ Женевы.
Хотелось бы отметить, что для Москвы эта система после её обкатки в Швейцарии могла бы стать отличной альтернативой автобусного парка. На мой взгляд, рациональнее всего создав лицензионное предприятие (а технологии HESS последних поколений троллейбусов специально создавались для облегчения создания предприятий за пределами Швейцарии), переоснастить троллейбусный парк столицы моделью Swisstrolley 4. Это примерно 1900 троллейбусов. А в перспективе заменить и автобусный парк на систему TOSA.
Кто желает поддержать мой проект по передовой промышленности и инраструктуре Швейцарии - Яндекс Я 410011922778003
Друзья, мне приходится собирать по крупицам и переводить с разных языков Швейцарии информацию по современному ОТ. Поэтому убедительная просьба тем, кому небезразличен прогресс, создание современных высокотехнологичных предприятий в России, которые позволили бы жить с комфортом Швейцарии уже сейчас и всем, а главное перестать зависеть от сырьевого мешка. Пожалуйста, нажмите репост и поделитесь с друзьями - это совсем несложно, но зато это большая возможность для всех нас. Я не поленился, создать эту статью, так что не поленитесь нажать кнопочку и Вы! Вместе мы сможем поменять жизнь к лучшему.
Александр Мостовой