По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь

Jul 02, 2021 13:27

Есть в Москве, рядом с Марьиной Рощей, такая улица Годовикова. До 1962 года она называлась Малая Марьинская. И у неё достаточно любопытная конфигурация - начинаясь от линии Октябрьской железной дороги, она сначала идёт строго на север - но затем плавной дугой поворачивает на северо-запад. Вот она на современной карте Москвы (спасибо Яндексу), выделена красным:




А что бы узнать, почему у неё такая конфигурация - - достаточно взглянуть на старые карты. Вот карта Москвы 1952 года, скриншот с сайта Retromap:




Да-да, когда-то тут проходила железная дорога. Это была так называемая Николаевская соединительная ветвь - ветка, соединявшая пути Николаевской, ныне Октябрьской железной дороги с Виндавской железной дорогой - линией Москва - Ржев - Рига. Построена ветвь была, ориентировочно, в районе 1880-го года, закрыта - примерно в начале 1960-х. Её часть, располагавшаяся между путями Ленинградского и Рижского направлений, проработала дольше - до 1980-х, так как обслуживала предприятия, расположенные в промзоне Огородного проезда. А осталось ли сейчас от неё что-нибудь? Давайте посмотрим.

Вот пути Ленинградского направления между платформами Рижская и Останкино:




Николаевская ветвь, примерно в этом месте, и уходила направо, в створ нынешней улицы Годовикова. Но начиналась она не от этих путей, а из парка станции Николаевка (бывшая товарная станция Николаевской железной дороги), причём проходила она в выемке, а показанные выше пути пересекали её сверху по путепроводу. Этот путепровод можно увидеть на кадре документального фильма 1955 года, посвящённого освоению новой железнодорожной техники - вон он, на заднем плане (снимок с сайта Pastvu.com):




Сейчас же на месте, где была выемка этой ветви - вагонное депо Николаевка:




Вот начало улицы Годовикова:




На месте, где проходили пути - а они здесь проходили в выемке - ныне бульвар:




Почему "пути", а не "путь"? Потому, что есть ещё одно старое фото, с того же сайта Pastvu.com, 1940 года - на котором видно, что путей в выемке два:




Хотя, вполне возможно, что второй путь относился не к Николаевской ветви, а был, например, подъездным к заводу "Калибр" или хлебокомбинату. Подробностей, увы, не нашёл. Поэтому идём дальше. Это вот тут рядом, тут евангелисты сидят:




Но нас они не очень интересуют, поэтому идём дальше. Бульвар тут начинает подниматься относительно расположенных по обе стороны от него проезжих частей улицы, и можно подумать, что под ногами - бывшая железнодорожная насыпь - но это не так: здесь путь проходил в достаточно глубокой выемке, которую пересекало несколько мостов. Видимо, при засыпке выемки в шестидесятых немного перестарались с количеством засыпаемого грунта, отчего тут получился некий бугор:




Где-то там была одна из проходных завода "Калибр", оттого дома тут стоят под необычным углом:




А это сам Сергей Годовиков, в честь которого названа улица. Герой Советского Союза, командир пехотного взвода, который одним из первых переправился через Днепр во время его форсирования в сентябре 1943 года, и погибший в этом бою. Сам он - местный уроженец, родился в селе Марьино, на месте которого сейчас и проходит улица, названная его именем, и до войны работал на заводе "Калибр":




Ну правда ведь, очень похоже на старую железнодорожную насыпь?:




Но нет, насыпь тут хоть и была - но начиналась чуть дальше. Вот проходная бывшего завода, а ныне технопарка "Калибр", когда-то выпускавшего точные измерительные инструменты. Заводы в современной Москве её руководителям оказались не нужны, "Калибр" номинально хоть и существует, как завод, но с конца нулевых практически ничего не выпускает, а штангенциркули и микрометры мы нынче закупаем в Китае...




Слева - новодельное здание делового центра, носящего всё то же имя "Калибр" - и вот в этом-то месте, где он стоит, Николаевская ветвь начинала подниматься из выемки на довольно высокую насыпь:




Видно, как улица плавно поворачивает влево, повторяя маршрут проходившего здесь пути. Хотя шёл не прямо по нынешней проезжей части, а чуть левее, где забор. Впереди видны корпуса строящегося ЖК "iLove":




Пересечение с улицей Бочкова. Судя по старым картам, пути ветви в этом месте шли уже по довольно высокой насыпи - настолько высокой, что под ней располагался проезд дороги, ведшей от завода "Калибр" в Останкино:




НИКС когда-то, лет пятнадцать назад, был одной из самых известных компаний в Москве, торговавших компьютерами и комплектующими. Он и сейчас работает - но объёмы и известность, конечно, уже совсем не те:




А тут улица Годовикова пересекается со Звёздным бульваром. Наша ветка здесь уходила круто влево, в сторону виднеющегося вдали розового здания:




Тут от насыпи тоже не осталось ни следа:




Звёздный бульвар упирается в перекрёсток Аргуновской и Новомосковской улиц, и районную тепловую станцию "Новомосковская", 1965 года постройки. Кстати, она, вроде как, выведена из эксплуатации. Видите слева в её ограде ворота? Насыпь Николаевской ветви шла как раз в их направлении:




А вот расположенному напротив бывшему хлебозаводу имени Микояна 1937 года постройки повезло - он вполне работает. Ещё бы ему не работать, он нынче входит в состав кондитерского концерна "Fazer":




Вид с перекрёстка Аргуновской улицы и Звёздного бульвара на север:




А ровно сто лет назад это же самое место, в этом же ракурсе выглядело вот так (фото всё с того же сайта Pastvu.com). Дорога, уходящая за кадр вправо - нынешняя Калибровская улица, а лет семьдесят назад она называлась улица Марьина деревня:




Непосредственно возле путей ОЖД никаких следов ветви не осталось совсем. А ведь тут ветка проходила над главным ходом по путепроводу:




На месте путепровода сейчас железнодорожные постройки. А на другой стороне видно серое здание автотехцентра - там и была западная часть путепровода:




Перейдём пути, и посмотрим от техцентра назад. Да, никаких следов...




Ну, а дальше ветвь, всё так же по высокой насыпи, уходила дальше, пересекая ещё одним путепроводом Огородный проезд. Путепровод этот продержался дольше самой ветки, аж до девяностых. Но сейчас от него не осталось ничего. А вот на другой стороне проезда - удивительно! - сохранились останки насыпи:




В самом начале она явно срыта - зато чуть дальше поднимается на приличную высоту. Это и не удивительно - в этом месте она проходила по ещё одному путепроводу, над 6-м Лихоборским проездом (сейчас это 17-й проезд Марьиной Рощи). А ещё к ней прямо в этом месте слева примыкала ещё одна соединительная ветвь - Царская, или Императорская, соединявшая Николаевскую ветвь с Алексеевским постом Алексеевской же соединительной ветви, шедшей в сторону Белорусского вокзала. Конечно, сейчас от неё не осталось и следов:




Вот он, 17-й проезд Марьиной Рощи, внизу. А насыпь бывшей ветви продолжается за ним:




Что любопытно - на всём протяжении насыпи она застроена гаражами:




И длина этого гаражного кооператива, носящего имя "Станколит-Металлург" - по которому сразу становится ясно, какому предприятию отдали насыпь после снятия путей для постройки гаражей - тянется без малого на километр. Что бы в районе нынешней улицы Добролюбова примкнуть к путям Рижского направления. Вот он, перегон Рижский вокзал - Шереметьевский пост - станция Подмосковная. А вон там вдали, где пути поворачивают влево, к ним и примыкала Николаевская соединительная ветвь:




Почему же её, в своё время, разобрали? Есть версия, что строилась она, в основном, для передачи царских поездов с Николаевской железной дороги. А, как не стало царей, и надобность в ней отпала :) Другим же поездам для передач вполне хватало Алексеевской ветви, существующей и поныне. Ну, а нам, на память, осталась улица Годовикова с её оригинальной конфигурацией, да длинная насыпь, застроенная гаражами.

Спасибо за внимание!

СВАО, железная дорога, Останкино, история

Previous post Next post
Up