Проехать через всю Москву можно многими способами. Можно на машине, можно на электричке, можно на метро. Можно даже пешком пройти, если сил хватит :) А можно проехать на трамвае. Конечно, это будет Москва в пределах МКАД - ведь трамвайные линии за кольцевую дорогу не выходят (хоть и обещали московские власти пустить трамвай в посёлок Северный - но мы все давно уже знаем цену их обещаниям).
Старт - от конечной остановки "Медведково", находящейся в одноимённом районе, на пересечении улиц Широкая и Полярная:
Линия в Медведково была открыта в 1966 году, и здание диспетчерской, похоже, тоже тех же времён постройки:
И маршрут №17 тоже ходит здесь бессменно с 1966 года. Пссс, парень! Не хочешь прокатиться?
Что же - едем! Сначала, от конечной, народа в салоне было немного:
Но ближе к метро "Бабушкинская" заметно прибавилось. Московские барышни традиционно наводят красоту прямо в транспорте:
Енисейская улица. Снимать пришлось через тонированные стёкла вагона, поэтому и кадры вышли несколько неестественных цветов. А здесь, между бело-голубым домом слева и кирпичной высоткой справа, когда-то проходила железнодорожная ветка Бескудниково - Лосиноостровская. Именно постройка трамвайной линии стала причиной того, что её обрезали, сделав тупиковой со стороны Бескудниково - как раз на месте левого дома находилась платформа Дзержинская, ставшая на какое-то время конечной - дальше до Лосиноостровской поезда уже проехать не могли из-за разборки линии:
Миновали Северянинский мост, затем путепровод МЦК - и вот оно Ростокино. За этими домами находится бывший городок Моссовета, о котором я
когда-то писал:
Дальше по плану у нас была пересадка на трамвай одиннадцатого маршрута. Можно было, конечно, выйти около Рабочего и Колхозницы:
Но мы решили доехать до ВДНХ. Тут нам повезло, и заодно попался редко ходящий поезд монорельса:
Пересаживаемся на одиннадцатый, и едем в сторону Преображенской площади. Дом на ножках на проспекте Мира:
После путепровода через Ярославское направление железной дороги трамвай поворачивает налево, к Краснобогатырской улице. Трамвай шёл довольно быстро, и я не успел толком поймать в кадр бывший главный корпус завода "Красный Богатырь". А ведь этот завод, если верить словам нашего гаранта, производил единственную в Советском Союзе продукцию вообще - галоши:
Но и завод, существовавший с 1887 года, давно уже не работает - так что мы остались и без галош; и на территории его строятся новые ЖК. Впрочем, они сейчас везде на месте старых сносимых заводов и фабрик строятся:
Преображенская площадь, и главный корпус НИИ дальней радиосвязи (НИИДАР). Правда, от НИИ тут тоже мало чего осталось:
А это Большая Черкизовская улица. Там, впереди - новый Восточный вокзал, а за ним - Щёлковское шоссе. В перспективе видна высотка тоже бывшего НИИ "Дельта":
Дальше проезжаем мимо Преображенской старообрядческой общины и Никольского единоверческого монастыря:
А дальше трамвайные пути пересекают Электрозаводскую ветку. Не знаю, как сейчас, а раньше по обе стороны от переезда около железнодорожного пути стояли специальные ящики с тумблерами. Машинист поезда, идущего по ветке, притормаживал около этого ящика, и тумблерам включал закрытие переезда. А переехав его - другим тумблером, расположенном на противоположной стороне, отключал сигнализацию:
Переезд Электрозаводской ветки находится вон в той низинке - бывшей пойме речки Хапиловки:
Семёновская площадь, и памятник гвардейцу Семёновского полка:
ТРЦ "Семёновский", и едущий на переднем плане автобус маршрута Т22, сменивший уничтоженный троллейбус №22:
Тут мы пересаживаемся с трамвая номер 11 на трамвай номер 12. Он не спеша выезжает с Измайловского шоссе на проспект Будённого, мимо здания, в котором помимо ресторана, находится ещё Комитет солдатских матерей России:
Автобус в старой ливрее Мосгортранса:
Про проспекту Будённого трамвайное движение оживлённое, тут проходит три трамвайных маршрута. Ближе к шоссе Энтузиастов нас догнал другой трамвай. Сзади справа - высотки ЖК "Золотая звезда":
Выезжаем на шоссе Энтузиастов:
От металлургического завода "Серп и Молот" одна вывеска и осталась:
На его территории тоже вовсю строятся новые ЖК, как вот этот ЖК "Достоинство" (интересно, чьё?):
Ильич на площади Ильича:
Бизнес-центр "Золотые ворота". Ну, или "Golden Gate":
Улица Сергия Радонежского. Московские власти обещают проложить по ней трамвайные пути, что бы соединить линию по шоссе Энтузиастов с линией, идущей в сторону Курского вокзала. Раньше эта соединительная перемычка проходила по Школьной улице - эдаким местным аналогом пешеходного Арбата. Потом её убрали. Спустя некоторое время решили восстановить, но "местные жители" выступили против. Почему жители в кавычках? А на Школьной нет ни одного жилого дома, там одни офисы да магазины. Так что это больше похоже на отговорку, маскирующую нежелание что-то делать. Поэтому и линия по Сергия Радонежского лично у меня тоже вызывает сомнения:
Выезжаем на Рогожский Вал, и едем по нему. Среди многоэтажек - здание бывшего Рогожского рынка, ну, а сейчас это пафосно называется "Торговый центр Рогожские торговые ряды":
Так мы доехали до метро "Пролетарская", где нас ждала очередная пересадка. Тут есть выбор - можно сесть на трамвай 38, а можно на А. "Аннушка" подошла первой:
Новоспасский мост через Москву-реку:
Площадь перед Павелецким вокзалом сейчас - сплошная стройка нового подземного ТЦ, из-за которой самого вокзала почти не видно:
Дальше "Аннушка" свернула в центр, а мы вышли для очередной пересадки. Кстати, весь маршрут мы проехали на трамваях "Витязь" - хотя нам попадались и реновированные Татры, и "морковки" - трамваи серии 71-623-02:
Пересаживаемся на трамвай третьего маршрута, и едем дальше - по Дубининской, Даниловскому Валу, Холодильному переулку, и выезжаем на Варшавское шоссе. Здание возле метро "Нагатинская", где когда-то располагался незабвенный МММ:
Донбасская трамвайная эстакада над путями Павелецкого направления:
Варшавское шоссе:
И вот Симферопольский бульвар - фактически финишная прямая:
Москворецкий рынок:
И вот конечная "тройки" - Балаклавский проспект. Новенькое здание диспетчерской:
Наша "троечка":
А дальше мы поедем туда:
Тут тоже есть выбор - дальше можно уехать трамваями номер один и шестнадцать. Первым подошёл "шестнадцатый". Пересечение с Балаклавским проспектом остаётся позади:
Чертаново и раньше считалось одним из самых новых районов Москвы - и сейчас оно продолжает поддерживать марку (церковь тоже новая):
Трамвайная линия, вместе с Чертановской улицей, ныряет то вверх, то вниз:
Кстати, где-то тут жила секретарша Вера из "Служебного романа" Помните этот кадр?
Но это уже конец нашего маршрута:
Линия уходит ещё чуть дальше на юг - но пассажиров туда не возят, там разворотное кольцо:
Ну что же - полное время поездки составило три часа двадцать пять минут, с учётом пересадок. Если их не учитывать - то получится где-то три часа десять - три часа пятнадцать минут. Если бы московские власти делали всё, что обещали, и построили бы трамвайную линию в Бирюлёво - то можно было бы уехать ещё южнее. Но - что есть, то есть. Так что если кто захочет повторить - вперёд! :)