Древности Российского государства 217

Sep 24, 2008 09:52




Одежда бояр в XVI и XVII в. А - полевое платье Годунова. Б - портрет Афанасия Власьева. В - изображение с портрета стольника Петра Потемкина

Все сии изображения трех лиц исторических сколько любопытны по своим костюмам, или доличному, столько же замечательны по физиогномии, особливо два последние - Власьева и Потемкина, снятые с современных им портретов. В облике их резко проявляется характер, каким ознаменована их деятельность на дипломатическом поприще.

Cчитаем излишним здесь говорить о Борисе Годунове, светлая и темная сторона которого раскрыта в истории внешней и внутренней его жизни. Наружность его так описывает Кубасов в «Хронографе» своем: «Благолепием цветущи, образом своим множество людей превзошел, возрасту посредство имея, муж зело чуден и сладкоречив, вельми благоверен и трудолюбив» и т.д. «Бысть же Борис, - говорит морозовский летописец, - одарен от Бога возрастом и человечеством и умом паче всех человек, и никто же бе ему от Царского синклита подобен во благолепии лица его». Борис, кончивший жизнь свою на 53-м году от рождения, должен быть изображен еще не старым. Хотя до нас не дошло современного ему портрета, но есть позднейшие, например, в Кунсткамере Академии наук и в Главном архиве Министерства иностранных дел. К ним принадлежит и воспроизведенный здесь г. Солнцевым со старого рисунка, хранившегося у А.Н. Оленина, но они не проявляют того «благолепия лица», о коем говорит летописец. Одежда на Годунове состоит из полукафтанья с длинными рукавами и петлицами на груди; поверх сего надета ферезь с короткими рукавами, подпоясанная персидским кушаком. Художник изобразил Годунова не как еще царя, но как ближнего великого боярина, с шапкой (мурманкой) в руках, с какой он написан был в Золотой палате.

Портрет же современника его, думного дьяка Афанасья Власьева, заимствован из хроники А. Гваньини, где между текстом вставлен политипаж сего портрета, вырезанный на дереве. Этот первый делец государственный, слуга и предатель Годунова, потом клеврет Отрепьева, является деятелем в истории того и другого: то посланец от первого в Польшу к Сигизмунду III для заключения перемирия, то гонец к немецкому императору Рудольфу II с известием о воцарении Годунова. Власьев в 1605 г. с князьями Воротынским и Телятевским, с боярином Шереметевым целует крест Самозванцу, который отправляет его, в звании великого секретаря и подскарбия, за Мариной Мнишек. С ней Власьев обручается от имени Лжедмитрия. Во всех его действиях видна изворотливость ума и коварство души, с какими он обращал в свою пользу обстоятельства времени. В наказе послам к Литве он назван «вором, разорителем христианства, советником вору Отрепьеву». Василий Шуйский удалил Власьева в Уфу на воеводство.

Для истории Смутного времени России важен характер сего дельца, для археологии любопытен его костюм. На Власьеве изображен кафтан с жемчужными застежками и с аламом, т.е. стоячим воротником, или козырём. На голове у него татарская ярмолка, или тафья, украшенная жемчугом. Подобные тафьи носили при Иоанне IV опричники и, не снимая их с головы, входили даже в церковь и сопровождали крестные шествия. При описании русских обычаев Флетчер говорит, что «русские богачи носят на голове под шапкою скуфью, вышитую золотом и шелками с жемчугом». Но определением Стоглавого Собора запрещено было входить в храм Божий в тафьях мусульманских, против коих сильно восставал св. Филипп II Митрополит. Такая тафья украшала голову Власьева, когда он был в Польше как дипломатический чиновник и поверенный Самозванца.

Разительную противоположность представляет нам характер стольника Петра Ивановича Потемкина. Этот русский дипломат, отправленный в качестве посланника от царя Алексея Михайловича в 1667 г. в Испанию и Францию, а в 1680 г. от царей Иоанна и Петра в Англию, отличился сметливостью ума и твердостью духа, с какими он отстаивал честь своего государя как верный его подданный. Когда испанские министры не соглашались вручить ему ответную грамоту в присутствии короля и хотели прислать ее на Посольский двор, тогда неуступчивый Потемкин сказал им: «Мимо Короля, мы ни от кого не примем грамоты к Великому Государю нашему и готовы за честь Его Царскаго Величества претерпеть всякого рода гонения и даже самую смерть». Гордые испанцы должны были уступить настойчивому требованию русского посла. Он принудил испанского и французского королей снять шляпу при возглашении титула русского царя. Когда датский король Фридрих III, за болезнью своей, отказался принять Потемкина, тогда русский посол требовал, чтобы ему поставили постель у постели короля для переговоров с ним. В Париже Потемкин подружился с маршалом Бельфоном и подарил ему свою шапку «бархатную двоеморхую с соболем, запона на ней с каменьем, петли жемчужные», а от маршала в обмен взял шапку его, на которой «запоны никакой не было».

Знаком уважения англичан к Потемкину можно почитать его поколенный портрет, писанный Инглером в Лондоне и гравированный там Вайтом в 1680 г.

С первого портрета снят и приложенный здесь подлинник, писанный на холсте масляными красками, высотой 1 аршин 14 вершков, шириной 1 1/2 аршина, он хранится в московской Оружейной палате. На обратной стороне его написано чернилами: «Петр Иванович Потемкин, бывший посланником в Лондоне в 1682 г. Из Мраморного дворца».

В чертах лица художнику удалось выразить сметливость и смышленость русского бывалого человека, то величие духа и настойчивость характера, какие он проявлял в своих действиях.

Поверх травчатой ферези, подпоясанной тесьмой с пряжкой, на Потемкине ездовая шуба нараспах, с откидными рукавами; на покрышке ее нашивки с жемчугом и драгоценными камнями; на бедре у него висит кортик, в руке он держит трость. Шапка его с собольим околышем украшена богатой запоной, драгоценными камнями и жемчугом, из коих состоит перо, служившее убранством ездовых шапок. В таком великолепии костюма изображен наш русский посол XVII века, который при дворах датском, испанском, французском и английском представлял лицо русского царя.

Борис Годунов, одежда и вооружение, древности Российского государства, 17 век, 16 век

Previous post Next post
Up