Одежда цариц (с портретов цариц Евдокии Лукьяновны и Наталии Кирилловны)
Сими портретами обновляются в памяти нашей: вторая супруга царя Михаила Федоровича и вторая же супруга царя Алексея Михайловича, матерь Петра I.
Евдокия, как известно, дочь Лукьяна Степановича Стрешнева, коего предки при великом князе Иоанне III выехали из Польши в Россию. Она вступила в брак с царем в 1626 г., скончалась в 1645 г. Изображение ее и наряд заимствованы г. Солнцевым из лицевого описания бракосочетания ее с царем Михаилом Федоровичем. Другой портрет Евдокии Лукьяновны, писанный на холсте и сходный с первым в чертах лица, хранится около ста лет в доме последней отрасли Стрешневых, Ф.П. Глебова-Стрешнева. Как видно из надписи на обороте, он «снят с изображения Царицы, находившегося в доме Князя Вяземского». Здесь Евдокия изображена в царском одеянии, в короне с городы, с ширинкою в руках. На ее портрете у Глебова-Стрешнева, сверх царского кафтана на ней аксамитная шуба на горностаевом меху, застегнутая на груди запоной.
Дочь Кирилла Полуехтовича (Полиевктовича) Нарышкина, Наталия, с 1671 г. супруга царская, скончавшаяся 25 января 1694 г., изображена здесь в ездовом платье: на ней телогрея аксамитная, шуба соболья, крытая бархатом, на голове треух, на ногах красные сафьянные башмаки. Если портреты сии и не вполне передают нам оклад и черты лица согласно с описаниями, то взамен они знакомят нас с костюмом русских цариц в XVII веке.
Мать Петра I, царицу Наталию Кирилловну, так описывает нам видевший ее Рейтенфельс: «Эта женщина в самых цветущих летах, росту величавого, с черными глазами навыкате; рот у нее круглый, чело высокое, во всех членах изящная соразмерность».