Древности Российского государства 49

Oct 04, 2007 09:47




Напрестольное Евангелие конца XIV в. (изображение 1)

Харатейное сие Евангелие в десть, писанное уставом, переплетено в бархат; верхняя доска его обложена вызолоченным серебром со сканью, по краям закраи из того же металла с финифтяными изображениями святых Ефрема, Саввы, Евфимия, Николая Мирликийского, трех вселенских святителей, из московских одного Петра, из ростовских Леонтия и преподобного Сергия. По краям лицевой доски вырезана следующая надпись: В лtто /--з`ц (1392) Март. индикта л`а, оковано быс Еvаг`лїе се при Велиц`tмъ Княз`t Васильи Дмитрїевичt всеа РУ(си) и Пресвещ`нм Кипрїан Митрополитt Кїевскомъ всеа РУ(си) повеленьем ра(ба) Бж`я Fеодора Андрtевича. Последнее имя встречается нам в 1371-м и 1389 г. между послухами духовного завещания великого князя Дмитрия Ивановича. На первом листе Евангелия читаем собственноручную подпись митрополита Платона: «Сие Евангелие дано от Великаго Князя Василия Димитриевича, подписал смиренный Платон, Митрополит Московский и Архимандрит Троицы Сергиевой лавры, 1798 года». Но из первой надписи не видно, чтобы оно дано было в Сергиеву обитель самим великим князем, а только в его княжение устроено повелением Федора Андреевича, который был московский боярин и, вероятно, брат бояр, свидетельствовавших духовную Великокняжескую, Александра и другого Федора Александровичей.

Хотя надпись эта прямо указывает нам на 1392 г. устроения оклада на Евангелие, но сему противоречит изображение на нем преподобного Сергия, который преставился в том же самом году, а св. мощи его открыты и прославлены в 1425 г. Из этого можно с вероятностью заключать, что при позднейшем возобновлении и украшении оклада, присоединен образ преподобного основателя Троицкой лавры.



Напрестольное Евангелие конца XIV в. (изображение 2)




Напрестольное Евангелие конца XIV в. (изображение 3)

древности Российского государства, 14 век, Евангелия

Previous post Next post
Up