Напрестольное Евангелие конца XIV в. (изображение 1)
Харатейное сие Евангелие в десть, писанное уставом, переплетено в бархат; верхняя доска его обложена вызолоченным серебром со сканью, по краям закраи из того же металла с финифтяными изображениями святых Ефрема, Саввы, Евфимия, Николая Мирликийского, трех вселенских святителей, из московских одного Петра, из ростовских Леонтия и преподобного Сергия. По краям лицевой доски вырезана следующая надпись: В лtто /--з`ц (1392) Март. индикта л`а, оковано быс Еvаг`лїе се при Велиц`tмъ Княз`t Васильи Дмитрїевичt всеа РУ(си) и Пресвещ`нм Кипрїан Митрополитt Кїевскомъ всеа РУ(си) повеленьем ра(ба) Бж`я Fеодора Андрtевича. Последнее имя встречается нам в 1371-м и 1389 г. между послухами духовного завещания великого князя Дмитрия Ивановича. На первом листе Евангелия читаем собственноручную подпись митрополита Платона: «Сие Евангелие дано от Великаго Князя Василия Димитриевича, подписал смиренный Платон, Митрополит Московский и Архимандрит Троицы Сергиевой лавры, 1798 года». Но из первой надписи не видно, чтобы оно дано было в Сергиеву обитель самим великим князем, а только в его княжение устроено повелением Федора Андреевича, который был московский боярин и, вероятно, брат бояр, свидетельствовавших духовную Великокняжескую, Александра и другого Федора Александровичей.
Хотя надпись эта прямо указывает нам на 1392 г. устроения оклада на Евангелие, но сему противоречит изображение на нем преподобного Сергия, который преставился в том же самом году, а св. мощи его открыты и прославлены в 1425 г. Из этого можно с вероятностью заключать, что при позднейшем возобновлении и украшении оклада, присоединен образ преподобного основателя Троицкой лавры.
Напрестольное Евангелие конца XIV в. (изображение 2)
Напрестольное Евангелие конца XIV в. (изображение 3)