Оклад рукописного Евангелия великого князя Симеона Иоанновича Гордого 6852/1344 г.
(хранится в Троице-Сергиевой лавре)
Харатейное (пергаментное) Евангелие с Апостолом, хранящееся в ризнице Троице-Сергиевой лавры как памятник палеографии и торевтики XIV в., драгоценно пятивековой древностью и достопамятно венценосным его вкладчиком, современником преподобному Сергию. Оно писано на пергаменте в десть, в два столбца, четким уставом; дневные чтения из евангелистов и апостолов расположены по церковному порядку. Доски его обложены басменным вызолоченным серебром, на коем выбиты разные изображения распятого Иисуса Христа (Iи`с Хр`съ Цр`ь Сл`вы), Божией Матери (Бм Мфмри), Иоанна Богослова (Fг`а иw`) и евангелистов. На окладе передней доски наведена чернью следующая надпись: Въ лtто /--swнб мtсяца Декабря осьмый надесять день, на память ст`го муч`нк Савастїана, создано бысть Еvаг`лье се благовtрнымъ Княземъ Великимъ Сїмеономъ Iвановичемъ. Слова сии указывают, без сомнения, на украшение Евангелия; рукопись же могла быть и древнее.
Подобные памятники благочестия почти всегда были в связи с какими-нибудь важными происшествиями. Сын и преемник Калиты, Симеон, возвратился из Орды 26 октября 1344 г., «пожалованный Богом и Царем». Предполагают, что это Евангелие устроено Симеоном в благодарность Господу за благополучное совершение опасного путешествия.
Такое соображение может быть правдоподобным, но вместо 5508 лет от с.м. (сотворения мира) следовало бы вычитать 5509 лет, ибо месяц сооружения был декабрь. В таком случае выйдет 1343 г., когда великий князь Симеон с митрополитом Феогностом ездил в Орду к хану Джанибеку. В 1346-м или 1347 г. Симеон, по призыву новгородского владыки Василия и по благословению митрополита Феогноста, «седе на столе своем» в Великом Новгороде. Вскоре появился в земле русской «мор зол», известный под именем «черной смерти», от коей суждено кончить жизнь великому князю в 1353 г. Такие события, важные в государственной жизни, давали повод к сооружению церквей и св. утварей как благодарственных или умилостивительных жертв.
Тогда Сергий подвизался в пустынном уединении, а брат его Стефан был игуменом московского Богоявленского монастыря и духовником великого князя Симеона Иоанновича. Из чего следует, что устроение этого напрестольного Евангелия в Москве современно основанию Троице-Сергиевой обители. Но так как из надписи не видно, чтобы оно предназначено было для сей обители, то, может статься, после дано вкладом на поминовение соорудителя и скрыто было во время нашествия Эдигея, предавшего огню Троицкий монастырь в 1408 г.