Древности Российского государства 2

Jul 13, 2007 11:31




Образ Иоасафовской Божией Матери (хранится в московском Архангельском соборе)

Под именем Иоасафовской Богоматери известен в московском Архангельском соборе аналойный восьмилистовой образ Богоматери, писанный греческим пошибом на липовой доске с выемкой. Судя по рисунку и колориту, он писан в России: и твердостью одного, и плавкостью другого близко подходит к стилю школы Рублева. Лицо Богоматери более круглое, чем продолговатое, без костоватости, но с отживкой; выражение его более мрачное, чем умильное; нос маленький, тонкий, глаза без слезников, кои появляются на иконах с XVI в. Доличное охряного цвета, без иконопи, между тем как доличное у Спасителя - с золотыми гвентами. На челе и на персях у Богоматери три звезды, знаменующие Ее девство до Рождества, в Рождестве и по Рождестве.
Украшения иконы замечательны искусством и богатством. Поля ее, или светы, покрыты золотым сканным с финифтью окладом; венец на Богоматери золотой с городками, гривной и тремя цатами, к ней привешенными. Те и другие усеяны драгоценными каменьями, по большей части не граненными. На Спасителе такой же венец с городками.

На золотых дробницах по полям образа наведены чернью лики: Пресвятой Троицы, св. Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, св. Василия Парийского, Федора Стратилата, Иоанна Лествичника, преподобного Сергия и Анастасии Римлянины.

Так как, по древнему обычаю на Руси, на св. иконах нередко изображались святые, тезоименитые членам какой-нибудь фамилии, то и в святых на иконе Иоасафовской Богоматери, вероятно, увековечены имена семейства, владетеля ее; ибо здесь находим святых Иоанна Предтечу, Федора Стратилата и Анастасию Римлянину, соименных царю Иоанну Васильевичу, царице Анастасии Романовне и царевичу Федору. Если бы икона устроена была царем Федором Алексеевичем, коему присваивается описью этот образ, то, наверное, на дробницах изображены были бы святые, тезо-именитые его родителю и одной из его супруг, Агафье или Марфе. Вероятнее же, эта икона была молебная, комнатная, и перешла ему в благословение от родителя, а в собор поступила, может быть, по смерти его, как надгробная, выносная.

Что же касается до названия иконы Иоасафовской, то в числе явлений от икон Богоматери такой не встречается. А поскольку патриархи московские при вступлении своем на святительский престол имели обыкновение подносить царю св. иконы в благословение, то или Иоасаф I поднес ее царю Михаилу Федоровичу, или Иоасаф II - царю Алексею Михайловичу, от коего она могла поступить в наследство сыну его и преемнику
Федору под именем «Иоасафовской».

древности Российского государства, Богоматерь Иоасафовская, 17 век, иконы, 16 век

Previous post Next post
Up