«Ныне предстал перед нами великим русским человеком, национальным героем, мучеником...»

Dec 15, 2016 17:29

Протопоп Аввакум был самым ярким и влиятельным идеологом старообрядчества, непримиримым противником беспощадной никоновской реформы Церкви и лидером «ревнителей древнего благочестия». Известно более восьмидесяти литературных и публицистических сочинений протопопа, из них самое значительное - это «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

Человек упорный в защите Старой Веры, окончивший жизнь на костре, Аввакум рассказывает о своей жизни, полной испытаний и страшных лишений в «Житии» - первом в истории русской литературы опыте автобиографии.

Юность Аввакума

Аввакум родился в семье потомственного священника Борисоглебской церкви села Григорово Нижегородского уезда (ныне это Большемурашкинский район Нижегородской области) Петра Кондратьева (умер около 1636 г.). У него было четыре брата: младшие - Козьма и Герасим - были еще живы в 1666 г., а третий, Евфимий, и четвёртый умерли во время чумы в Москве в 1654 г.



Полуразрушенная церковь Иконы Божией Матери Казанская в селе Григорово Большемурашкинского района Нижегородской области. Расположена на месте Борисоглебского деревянного храма, в котором служил отец Аввакума

Отец Аввакума, Петр, был «прилежаще пития хмельнова», а мать Мария (в иночестве было дано ей имя Марфа) была строгой постницей и молитвенницей, учила сына «страху Божию». Она занималась воспитанием детей и смогла передать им свою горячую веру во Христа.

В 1636 г. умер отец Аввакума. В 1638 году семнадцатилетний Аввакум, по указанию матери, женился на обедневшей четырнадцатилетней сироте Анастасии Марковне (1624-1710 гг.). Она была дочерью местного кузнеца. Анастасия Марковна стала для Аввакума верной спутницей, истинной помощницей, верным другом во всех жизненных невзгодах.

В 1642 году Аввакум был рукоположен в диаконы, а уже в 1644 году поставлен в попы. Он стал священником села Лопатищи Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Именно в это время родился его первый сын, Иван. Всего у Аввакума и Анастасии Марковны было пять сыновей: Иван (1644-1720 гг.), Прокопий (1648 - около 1717 гг.), Корнилий (1653 г.), Афанасий (1664 г.), а имя ещё одного сына, который родился и умер в Сибири, неизвестно; и три дочери: Агриппина (1645 г.), Акулина и Аксиния.

Великий подвижник, обличитель неправды

Аввакум много читал духовной литературы, непрестанно молился, клал до изнеможения земные поклоны. Добросовестное, ревностное исполнение своих обязанностей, строгость нравственных требований привлекли к нему многих духовных детей, даже боярыня Феодосия Морозова и ее сестра княгиня Евдокия Урусова стали духовными дочерьми протопопа, которые впоследствии тоже пострадали за древлее благочестие.

Впрочем, пастырский максимализм Аввакума в первые годы его служения порой приводил к конфликтам и с прихожанами, и с некоторым сильными мира сего. У одной вдовы «начальник отнял дочерь», протопоп заступился. «Начальник» сначала «до смерти задавил» протопопа, так что он лежал «мертв полчаса и больше», затем «пришед в церковь бил и волочил за ноги по земле в ризах», палил «из пистола» и, наконец, «дом отнял и выбил, все ограбя».

В Лопатицы пришли «плясовые медведи с бубнами и с домрами», устроив там бесовские пляски, и аскетичный Аввакум, «по Христе ревнуя, изгнал их и хари и бубны изломал, един у многих и медведей двух великих отнял - одного ушиб, а другого отпустил в поле».



Скоморохи

Воеводе Шереметеву Борису Петровичу пожаловались на самоуправство Аввакума. Шереметев призвал его к себе, «попенял, и хотел было уже отпустить, велев только на прощание благословить сына своего Матвея» который брил бороду и усы вопреки русскому обычаю.

Но протопоп, «видя блудодейный образ» молодого боярина, не побоялся гнева воеводы и наотрез отказался благословить сына Бориса Петровича. Шереметев, разозлившийся из-за отказа Аввакума благословить его сына, бросил протопопа в Волгу, так что тот еле спасся от неминуемой гибели.

Своих прихожан Аввакум беспрерывно уличал и стыдил за различные пороки, а священников соседних за то, что они плохо исполняли церковные правила и каноны. Конфликт Аввакума с прихожанами хорошо показан в фильме Н. Досталя «Раскол». Там протопоп, борясь с суевериями и бесчинием, в конечном итоге изгоняется как из Лопатищ, так и из второго своего прихода в Юрьевец-Подольском.

В 1651 года Аввакум приезжает в Москву. Здесь он нашёл поддержку у влиятельного протопопа, царского духовника Стефана Вонифантьева. С этого времени он принимает деятельное участие в кружке «ревнителей благочестия», последовательно осуществляет их программу исправления нравов, в задачи которой, в частности, входило утверждение единогласного служения в храмах и устная проповедь.

Жил он у своего друга, знаменитого московского священника, протопопа Казанского собора Иоанна Неронова, который прославился тем, что первым стал читать публичные проповеди, иногда прямо на красной площади. Послушать Неронова приходил и сам царь, молодой Алексей Михайлович.

Защитник Старой Веры



Пятый патриарх Московский и всея Руси Иосиф

Когда скончался патриарх Иосиф (1652 г.), новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением Греком, знавшими греческий язык.

Если Аввакум, Иван Неронов и другие выступали за уточнение и исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги.

Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом решил довольствоваться итальянскими книгами, напечатанными в униатских типографиях Флоренции. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания имеют искажения.

Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом. Аввакум был одним из первых приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники патриарха Никона.

В 1653 году из Казанского собора, в котором Аввакум служил, он ушел со своей паствой в «сушило», то есть в сарай, сказав, что в иное время и «конюшни лучше церкви бывают».



Казанский собор в Москве. Современный вид

Его схватили и бросили в подвал Спасо-Андроникова монастыря, где держали на цепи, требуя признания церковных реформ. Так он просидел три дня и три ночи «не евши и не пивши», но остался непреклонен.

Не таков был протопоп, чтобы отступиться от того, что считал он истиной. «Журят мне», - писал он, - «что патриарху не покорился, а я от писания его браню, да лаю», «за волосы дерут, и под бока толкают, и за чепь торгают, и в глаза плюют». Патриарх Никон хотел его расстричь, но царь Алексей Михайлович заступился за протопопа.

В ссылке

В сентябре 1653 г. он был сослан с семьей в Сибирь. За десять лет он побывал в Тобольске, в Енисейском и Якутском острогах, в Даурской земле.

В Даурии много бедствий претерпел Аввакум от воеводы Афанасия Пашкова. Пашков был «суров человек: беспрестанно людей жжет и мучит», а Аввакума ему «приказано было мучить». Всякий другой угождал воеводе во всём. Но Аввакум не боялся обличать худые дела воеводы, за что тот, конечно, осердился и велел сбросить протопопа и его семью с дощаника, на котором тот плыл по Тунгуске.

Страшно было и на утлом дощанике, и тут пришлось пробираться с малыми детьми по непроходимым дебрям диких Даурских ущелий. Аввакум не вытерпел и написал Пашкову послание, полное укоризн. Пашков разозлился пуще прежнего, и велел притащить к себе протопопа, сначала сам избил его, а затем приказал дать ему семьдесят два удара кнутом, а затем бросить в Братский острог.

Шесть лет провёл Аввакум в Даурской земле, доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах.



Картина С. Д. Милорадовича «Путешествие Аввакума по Сибири»

Неправедный собор

В 1663 г. Аввакум вернулся в Москву, где его благосклонно принял царь Алексей Михайлович, надеясь, что протопоп усмирил свой пыл и под воздействием ласкового приема перестанет противиться церковным реформам. Царь даже предложил Аввакуму место своего духовника. Сколь высок был в те годы этот пост, сегодня трудно представить.

Однако, увидев, что царь не собирается возвращаться к дораскольному церковному благочинию, Аввакум вновь стал отстаивать древлецерковные предания на религиозных диспутах. Разгневавшись, царь ссылает протопопа в 1664 году в Мезень, где он, однако, продолжил свою проповедь и поддерживал как мог приверженцев Старой Веры.

В Мезени протопоп пробыл полтора года. В 1666 году он был снова привезён в Москву, где был собран Собор из греческих и русских иерархов, призванный осудить древнерусскую церковную традицию и её приверженцев. 13 мая, после увещеваний на соборе, Аввакума расстригли и «опроклинали» в Успенском соборе за обедней. Затем отвезли протопопа в Пафнутьев монастырь, и там, «заперши в темную палатку, скованна, держали год без мала».

В 1667 г. Аввакум и его сподвижники были отправлены за Полярный круг в Пустозерск на Печоре. Не имея возможности проповедовать в храмах, Аввакум рассылал страстные полемические послания, которые распространялись по России, достигая даже стен самого московского Кремля. Четырнадцать лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске вместе со своими сподвижниками: священником Лазарем, иноком Епифанием, диаконом Феодором и Никифором, протопопом симбирским.

Страшная казнь защитников древлего благочестия



Сожжение Аввакума

14 апреля 1682 г., в страстную пятницу, по указу царя Федора Алексеевича Аввакум «за великие на царский дом хулы» был заживо сожжен в срубе вместе со своими соратниками. Горевшие заживо мученики единогласно пели задостойник «Владычице, приими молитву раб Своих». В пламени костра Аввакум сумел высвободить руку и, сложив ее в двуперстное крестное знамение, высоко поднял над собой, в последний раз обращаясь к народу: «Будете таким крестом молиться - во веки не погибнете!».

Казнь узников Пустозерских показала слабость государственной власти, огромное духовное и нравственное превосходство приверженцев Старой Веры над принявшими реформы Никона.

Прославление пустозерских узников

Написанное протопопом Аввакумом «Житие» широко распространялось по России. Уже в конце XVII века появляются первые иконы с изображением Аввакума, который предстоит Спасителю.

В начале XVIII века была составлена служба святым исповедникам и страдальцам - протопопу Аввакуму, епископу Павлу Коломенскому и другим. Служба была опубликована в 1912 г., в журнале «Церковь». В сентябре 1912 г. впервые был поднят вопрос о канонизации епископа Павла Коломенского, протопопа Аввакума и других старообрядческих мучеников, но по требованию государственных органов вопрос был закрыт.

Все же епископ Нижегородский Иннокентий 5 августа 1912 г. освятил в заволжском мужском Спасо-Преображенском монастыре придел во имя святых мученик и исповедник протопопа Аввакума, иерея Лазаря, диакона Феодора и преподобномученика Епифания.

В 1913 г. старообрядцы Древлеправославной Церкви Христовой на Нижегородско-Костромском епархиальном съезде приняли решение о поминовении в молитвословиях мучеников, пострадавших в XVII в. за древлее благочестие. Официальная канонизация святого священномученика и исповедника Аввакума состоялась на Освященном Соборе в 1917 г. Составлена и служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим.



Икона священномученика и исповедника Аввакума

По решению собора 1927 г. празднование святым угодникам Божиим, пострадавшим за правоверие в XVII в., совершалось в неделю перед днём святых отец 7 Вселенского Собора. В настоящее время служба совершается в неделю, следующую после празднования святым отцам 7 Вселенского Собора.



Епископ Геронтий

В 1922 г. епископом Геронтием (Лакомкиным) в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания. Эта традиция была продолжена приморскими старообрядцами.

5 июля 1998 г. было создано Приморское Аввакумовское братство, основной целью и задачей которого является просветительская деятельность, благотворительность, издательство церковных газет и журналов, богослужебной и душеполезной литературы.

5 июня 1991 г. в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

В 1993 г. в селе Большое Мурашкино Нижегородской области Митрополит Московский и всея Руси Алимпий освятил храм во имя святого священномученика и исповедника Аввакума.



Памятник священномученику и исповеднику Аввакуму

В 1991 году староверами был установлен памятный крест на месте пустозёрского городища.

27 апреля 2012 г. староверами-поморцами рядом с крестом была освящена часовня в память Пустозёрских мучеников.



Крест на месте сожжения пустозерских узников

Марина Волоскова
http://ruvera.ru/articles/nyne_predstal_pered_nami

патриарх Никон, 17 век, старообрядчество

Previous post Next post
Up