О деградации оппозиционной интеллигенции

Jun 09, 2012 17:11

 
В середине прошлого века два венгерских интеллектуала Янош Киш и Дьердь Бенце, писавшие под общим псевдонимом Марка Раковского, подметили удивительное явление: в тоталитарных странах оппозиционная интеллигенция, не имея свое позитивной программы, начинает пользоваться официальной идеологией, чтобы найти в ней опору против неё же самой. Например, если человек не любит коммунистов, он понимает, что должен стать антикоммунистом. Но кто такие антикоммунисты? - он смутно себе представляет, а потому черпает информацию из официальной пропаганды, уподобляясь в своих действиях и поступках тому образу антикоммуниста, который был сформирован всё той же официальной пропагандой. Так, по Марку Раковскому, происходит интеллектуальная и идеологическая деградация оппозиции в тоталитарных странах.

Нечто подобное происходит и у нас сегодня. Если ты не любишь Путина и его режим, то естественным образом становишься антипутинцем. Но что это означает на деле? - если путинские приспешники кричат, что главная ценность для созданного ими режима - люди труда, а не «сетевые хомячки», мы начинаем активней поститься в социальных сетях. Если они утверждают, что главная угроза путинской стабильности исходит с улиц, мы с еще бỏльшим рвением выходим на митинги, невзирая на запретительные законы. Если они упрекают нас в том, что мы «шакалим у ворот иностранных посольств», мы не упускаем ни одной возможности пообщаться с иностранными журналистами, чтобы донести до них свою правду о Путине. Всем свои поведением мы бросаем вызов системе. И чем ярче это делаем, тем всё больше и больше вписываемся в некий образ, созданный путинскими пропагандистами с целью дискредитации протестного движения и идеологического обоснования репрессий со стороны официальных властей. Вот видите, говорят путины, с ними по-другому нельзя.  И это тупик. Тупик, в первую очередь, для самого протестного движения, поскольку оно, действуя в логике и по правилам властей, обречено на деградацию. Нельзя идеологически победить действующую власть, находясь в плену её идеологии.

Что с этим делать, перестать сопротивляться? - ни в коем случае. Решение, как представляется, в том, что надо выскочить из идеологической матрицы, навязанной властями. А для этого, необходимо формулировать свою позитивную программу, или, как говорил старик Маркс, осознать свои интересы.

Ну, в самом деле, чего мы хотим? Что нас объединяет, кроме того, что мы не любим Путина? Какова позитивная программа антипутинских протестных движений? На какие созидательные шаги готова оппозиция сегодня? Хорошо, допустим, завтра он уйдет, что маловероятно, но допустим. Что дальше? Само собою не рассосётся, не устроится. Пустить на самотек - нельзя, неизбежно наступит реставрация путинных, медведевых, сурковых и холманских вместе взятых. История этому убедительно учит. Здесь, дай Бог, самим не перессориться, ведь сегодня в ряду оппозиционеров и ультра-либералы, и ультра-коммунисты, и умеренные демократы, и откровенные националисты. Хватает всех, и внутреннего согласия нет, кроме одного - все мы не любим Путина. А этого явно недостаточно для конструктивных действий оппозиции. И здесь главное понять - не что надо делать, а как этого добиться, т.е. не просто сформулировать некий политический проект из сферы желаемого, но перевести его на язык последовательных технологических решений.

Формулирование позитивной программы становится, таким образом, главной задачей, если хотите - миссией, оппозиционной интеллигенции. Впрочем, это не отменяет возможности выходить на митинги и активничать в социальных сетях. Кроме нас-то некому.

Previous post Next post
Up