Давно хотел это сделать - 2. Про гордыню и ее классификацию: к наступающему Песаху

Apr 04, 2014 13:44

"אמר הקב"ה: אין אני והוא יכולים לדור בעולם" (סוטה ה ע"א)
Сказал Святой, благословен он:
не можем Я и Он обитать [вместе в этом] мире
Талмуд Бавли, трактат Сота лист 5а

Не буду прикидываться талмуд-хахамом - цитату слышал на уроках и не раз, а теперь нашел непосредственно у рабби Интернета (правда проверил и вживую нашел - 14-я длинная строка снизу).
Тем более, что понять отличие "гасот а руах" (в современном иврите скорее жлобство, - грубость духа") от гаавы (гордыни) а в контексте цитаты из эпиграфа говорится именно о первом свойстве а не о втором - мне пока не под силу. Разве кто по доброте подскажет и объяснит.

Однако главная моя проблема не с этим. Приближается Песах. В контексте войны с хамцом (символизирующим гордыню - первоисточник где-то в глубинах книги Зоар) про опасность гордыни "гаавы" приходится слышать часто.
Рав Элиезер Меламед (а его то мы уважаем) выделяет два вида гордыни.

Один - переоценка своего ума, сил и т.п. - это вредно, а потому запрещено весь год.
Другой вид гордыни на который намекает хамец связан с особым состоянием - отношением, процессом, когда человек стоит перед своим Творцом. Поэтому хамец запрещен в Песах и, за редким исключением, в Храме, где любые мысли о собственном величии неуместны. В расширенной интерпретации ("Жемчужины алахи. Песах" 2011 сс. 7-9 - иврит, выходные данные см. ниже) говорится просто о "гордыне по отношению к Создателю". О попытках своей активностью менять то, что относится к основам мира.
За пределами же Храма - хамец - символ талантов и способностей человека к переустройству мира и он не только не запрещен но даже поощряется нашими мудрецами. И это не является именно "гордыней", т.е. плохим   качеством. Так учит рав Элиэзер Меламед.

Это вроде понятно, но не полностью решает некоторых из моих проблем. Их я попробую проиллюстрировать примером.
Пускай некто преуспевает в своей жизни. Добивается богатства, славы, почета. И при этом либо человек сугубо светский и сознательно отталкивающий мысли о Том, кто наделил его способностями, принесшими успех. Или даже пускай речь идет о вполне соблюдающем еврее, который набив массу шишек, истрепав нервы, уработавшись до полусмерти наконец добился резкого подъема благосостояния. И не исключено, что из-за тяжести пути его благодарность Творцу ну скажем так недостаточна. Ведь многие говорят открыто - что учи Тору, ну немножко как бы постарайся и тебе пошлют Свыше все в чем нуждаешься. Вот они - от себя добавлю - обычно, к сожалению, и получают по самым-самым минимальным потребностям, то есть живут материально очень тяжело.
А этот человек из примера напротив старался отнюдь не символически. И ему кажется что он 10 раз заработал свое богатство.

Еще пример. Пускай отец научил сына (уроками, личным примером) чему-то важному и полезному в жизни. Сын этим пользуется, но не вспоминает отца по данному конкретному поводу и не благодарит. Отец обратил на это внимание и ему обидно. Но неужели это подвигнет его подумать "вот бы нам не жить вместе в этом мире"?
Бред, чушь. Что уж говорить о том, у кого нет человеческих недостатков, дурного начала, тщеславия. Станет он обижаться на такую вот "гордыньку" да так, что и жить вместе в одном мире с таким нарушителем ему станет противно?

Может быть, есть смысл выделить еще один вид жлобства ли, гордыни, "грубости духа"? Тот, который светский мыслитель Фридрих Хайек назвал "пагубной самонадеянностью".

Человек при власти или надеющийся быть там предписывает (или требует) ограничить цены на молоко. А то бедным тяжело его покупать. То есть он как бы лучше "невидимой руки" (или, точнее лучше понятно кого) знает какие должны быть цены для того, чтобы всем становилось постепенно лучше и лучше. То же, кстати, касается и цен на лекарства и многие другие товары и услуги при обсуждении которых от эмоций "сносит голову" и даже разумные вроде люди требуют немедленно запретить, перераспределить, приказать…

Еще хуже ситуация. Подобный властный или околовластный человек решил помочь бедным по- большому. Отнять изрядный кусок собственности или долю в доходах у богатых (естественно - "...you didn't build that. Somebody else made that happen" - так говорит Обама и имеет в виду вовсе не Того о ком Вы могли подумать) и "справедливо" раздать бедным. Всевышний послал благословение (богатство) Биллу Гейтсу, но вот тут "Большие Люди" посовещались и решили, что эти деньги нужнее Джиму Пупкинсу, потому, что он еще и представительств нескольких меньшинств одновременно.

Еще хуже ситуация. Всевышний послал детей Реувену Алеф, а соцработник с полицейским и судьей решили, что у Реувена проблемы, характер тяжеловат, доходы маловаты или Рабина не любит (то есть антиобщественный элемент). Так что по совокупности заслуг решили передать детей Реувена Шимону Бет. Так как Шимон, понятное дело, представитель меньшинств. Или Саляму Итбах-аль Йяхуду - представителю других меньшинств. Естественно - ле-товат а йелед - в лучших интересах ребенка - in the best interest of the Child.

А еще были и до сих пор благоденствуют лауреаты премий за мир, которые решили, что у еврейского государства теперь есть задачи поважнее чем предотвращать пролитие еврейской крови… Ну мало ли что написано в трактате Санхедрин о функциях царства (малхут, обычной власти)?

Что общего во всех этих случаях? Человек стремится … естественно во имя всего самого лучшего - силой подчинить, прогнуть, поработить окружающих. При этом он утверждает, что сам прекрасно справляется с обязанностями Всевышнего. И вообще "Кто такой Бог, чтобы я послушался его… Не знаю я Бога и Израиль тоже не отпущу" [Исход 5;2] (не верну Реувену Алеф ребенка, Биллу Гейтсу или Ходорковскому - деньги, всем перечисленным - человеческое достоинство, евреям - безопасность). Я же главный. У меня всю жизнь все получается. Как скажу, так и происходит. По слову моему. Даже если оно противоречит тому мракобесию, которое мне тут подбрасывают некоторые. Да и вообще, а чем я Вам плох вместо Бога? Он дал землю одним - несправедливо, а мы передадим другим. А шо, мы вон детей отнимаем, что Вам клочок земли "вдалеке" от славного ТелАви?

Вот тут даже далеко не первому карнейшомронскому "мудрецу" понятно. Понятно какая связь с Исходом из Египта. Понятно, о каком гнусном человеческом качестве идет речь и о чем должна напоминать именно в эти дни маца вместо хлеба. И это уточняет для меня, лично уже достаточно понятие "второго вида гордыни - в отношении Творца и основ Творения" - то есть человека который сам себе (в лучшем случае, когда не пытается прогнуть под свои понятия других) - источник Учения, морали и законов.
И понятно, почему с ТАКИМИ персонажами даже Тому, кто в нормальной ситуации уживается со всеми и прощает невообразимое число грехов ужиться трудновато.

הרב אליעזר מלמד פניני הלכה. פסח בהוצאת מכון הר ברכה ישראל תשע"א
www. ph.yhb.org.il

Два вида гордыни. Из "Жемчужин алахи" р.

Previous post Next post
Up