На днях я задался целью сделать русские субтитры для известного выступления
Жеме Лернера на конференции TEDtalks. В течение нескольких часов сооружал адекватный построчный перевод, в результате загрузить его не получилось, потому что чей-то вариант уже проходит стадию рассмотрения администраторами. Так или иначе, хочу поделиться своим вариантом с добавлением некоторых полезных гиперссылок в процессе речи и моими собственными выделениями текста.
Лекция рекомендуется к просмотру всем, кто живет в больших городах и задумывается об их развитии.
В процессе перевода столкнулся с таким вот казусом: city design нужно перевести как «городское планирование», но такие слова совсем не в стиле Лернера, он говорит, что планирование только отнимает время, когда нужно действовать. Поэтому нужно говорить «дизайнерское решение для города», подразумевающее адекватную идею и одновременно претворение этой идеи в жизнь.
Жеме Лернер: «Я надеюсь, вы поймете мой английский. По утрам он ужасен, а по вечерам - хуже не придумаешь. (Смех) На протяжении многих лет я делал множество докладов, начиная их со слов: «Город - это не проблема, а решение». И чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что это не только решение для страны, но и решение проблемы изменения климата.
Но у нас сложился очень пессимистический подход к проблемам городов. Я работаю с городами почти 40 лет, и мэр каждого из них пытается сказать мне: о, его город такой большой. Другие градоначальники говорят: у нас нет финансовых ресурсов. Хочу заявить на основе имеющегося у меня опыта, что каждый город в мире может быть улучшен менее чем за три года. Неважно, насколько он велик, это не вопрос размера, это не вопрос финансовых ресурсов. Каждая проблема в городе представляет собой уравнение, включающее в себя общую ответственность. А также имеет дизайнерское решение.
В начале я хочу представить несколько персонажей из книги, написанной мной для подростков. Лучшей иллюстрацией качества жизни является черепаха, потому что она является удачным примером совместимости жизни и работы. Когда вы поймете, что панцирь черепахи выглядит подобно сетке городских кварталов, то представьте себе, как грустно будет черепахе, если мы раздробим ее панцирь? То же самое мы делаем с нашими городами! Живем тут, работаем там, проводим свободное время здесь. А многие вообще покидают городскую черту и живут за городом.
Следующий персонаж - автомобиль Отто. Его пригласили на вечеринку. И он не хочет уходить. Столы уже убраны, а он все выпивает, он вообще много пьет. (Смех) А еще он много кашляет. Большой эгоист. Перевозит только одного или двух человек. И он всегда требует все больше инфраструктуры. Автострады. Он очень требовательная фигура. Ну а с другой стороны у нас есть добрый автобус Аккордеон, он может перевезти 300 человек, 275 шведов или 300 бразильцев. (Смех)
Если говорить о планировании, то у каждого города есть своя принципиальная схема. Мой город, Куритиба, с населением три миллиона человек в городской агломерации и миллион восемьсот тысяч непосредственно в черте города. Куритиба, Рио в плане похожи на двух целующихся птиц. Оахака, Сан-Франциско - очень просты.
Маркет стрит, авеню Ван Несс и район порта. Каждый город имеет свою собственную схему. Но для такого развития приходится предлагать для этой схемы сценарий. И представлять ее дизайнерское решение - идею, которую поддержат все, ну или большинство людей, они помогут вам претворить ее в жизнь. Здесь показана структура города Куритиба.
Это пример того, как можно жить и работать рядом. А это места с наибольшими концентрацией людей и пассажиропотоком - там у нас больше общественного транспорта. Такая система стартовала в 1974-м году. Мы начали с 25000 пассажиров в день, а теперь это 2,2 миллиона пассажиров в день. Прошло 25 лет, пока подобное не было сделано в другом городе, в Боготе, и они проделали отличную работу. Теперь в мире есть 83 города, которые используют то, что сейчас называется
BRT of Curitiba (Система скоростных автобусных перевозок по типу Куритибы). И вот что, это важно не только для вашего города. Каждый город, помимо его обычных функций, играет очень важную роль в контексте всего человечества. В основном это выражается в двух главных пунктах: свобода передвижения и устойчивость развития. Это стало очень важным для городов.
Это сочлененный автобус. Автобус двойного сочленения. И это место совсем рядом с моим домом. Когда будете в Куритибе, можете зайти и выпить кофе. А это развитие системы. Дизайнерским решением, которое изменило ее, стали посадочные павильоны трубчатой формы. Эти «трубы» позволили достичь автобусу тех же объемов перевозок, что и у метрополитена. Поэтому я называю это «метронизацией» автобуса. Это дизайн автобуса. Вы можете оплатить проезд перед входом в автобус, в который вы садитесь. А люди с ограниченными возможностями могут использовать эту систему в обычном режиме.
Я хочу сказать, что наибольший вклад в углеродные выбросы вносят автомобили. Более пятидесяти процентов. А если мы зависим только от машин... Поэтому мы говорим об устойчивости развития, недостаточно экологичных зданий, недостаточно новых материалов, недостаточно новых источников энергии. Нужно рассматривать концепцию всего города. Дизайн всего города. И также очень важно то, как мы учим наших детей. Я еще скажу об этом позже.
Наша идея свободы передвижения состоит в создании пересадок между всеми транспортными системами. Все началось в 1983-м году, когда мы предложили Рио-де-Жанейро схему устройства пересадок между метро и автобусом. Метрополитен был, естественно, против. А 23 года спустя они попросили нас снова заняться этой разработкой - сейчас мы занимаемся этой идеей. И можно себе представить, насколько изменится образ Рио с запуском этой системы, где интервал составит около минуты. И это не Шанхай, павильоны не будут подсвечиваться днем, только в вечернее время, и будут выглядеть вот так.
Перед тем, как вы скажете, что это работа Нормана Фостера - мы спроектировали это в 1983-м году. Это трехмерная модель, показывающая работу системы. Она все та же, поменялся только подвижной состав. А это макет. Что я хочу сказать? Я не пытаюсь доказать, что одна из транспортных систем лучше другой. Я говорю, что мы должны совмещать их. Совмещать все системы при одном условии: никогда - если у вас есть метро, если у вас есть наземный транспорт, любая транспортная система - никогда не соперничайте на одном и том же пространстве.
Возвращаясь к теме автомобилей, я всегда говорил, что автомобиль похож на вашу тещу. Вы должны поддерживать с ней хорошие отношения, но она не должна командовать вами по жизни. Ну а когда единственной женщиной в вашей жизни является теща - значит у вас проблемы. (Смех) Все идеи по поводу изменений с помощью дизайнерских решений - будь то старые карьеры, открытие университетов и ботанических садов - все это связано с тем, как мы учим наших детей. В течение шести месяцев мы учим наших детей сортировать мусор. После этого дети учат своих родителей. И теперь спустя двадцать лет мы имеем наибольший процент сортировки мусора в мире - 70 процентов. Семьдесят. (Аплодисменты) Поэтому - учите детей.
Если мы хотим получить устойчиво развивающийся мир, мы должны работать над всем тем, о чем было сказано. Но не забывайте о городах и о детях. Я работаю над музеем, а также многофункциональным городом, потому что у вас не должно быть пустого пространства на протяжении 18 часов в сутках. Следует всегда использовать модель жизни и работы по соседству. Постарайтесь отыскать те районы города, которые могут играть разные роли в течение суток.
Еще одна мысль: город похож на семейную фотографию. Мы не выкидываем ее, даже если нам не нравится нос нашего дяди, потому что это еще и наша собственная фотография. А это иллюстрации того, что есть в каждом городе. Это главная пешеходно-торговая зона. Мы устроили ее за 72 часа. Да, нужно делать все быстро. А это - иллюстрация этнического вклада в городской дизайн. Это итальянские ворота, украинский парк, польский парк, японский садик, немецкий парк. А потом внезапно Советский союз распался. С тех пор у нас появились люди из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана - и так далее, так что нам пришлось свернуть программу.(Смех)
Помните: творчество начинается, когда вы зачеркиваете один ноль в вашем бюджете. Если вы зачеркиваете два нуля, творческий процесс идет еще лучше. Это театр Wire Opera (сделанный целиком из труб), мы соорудили его за два месяца. Парки - это старые карьеры, которые мы переделали в парки. Карьеры, где-то созданные природой, где-то переделанные нами. Каждая часть парка может быть трансформирована - и каждая лягушка может превратиться в царевну.
Итак, в городе вы должны работать быстро. Планирование отнимает время. В этом случае я предлагаю метод «городской иглотерапии». Наряду с несколькими глобальными идеями это должно помочь нормальному процессу планирования. Вот примеры «иглотерапии» - от Йо Мин Пэя. Они совсем небольшие - и могут сделать город лучше. Самый маленький парк в Нью-Йорке и самый красивый: всего 32 метра.
Я хочу завершить выступление, сказав, что вы всегда можете предлагать новые и способствующие развитию материалы, но помните, что мы должны работать быстро. И до конца, потому что мы не можем посвятить все свое время только планированию. Я думаю, начать стоит с творчества, новаторства. Мы не можем сразу иметь всех ответов. Так что когда вы начнете - ваша сильная сторона будет отнюдь не в обладании всеми ответами. Важно начать и получать вклад в дело от людей, они смогут поправить вас, если вы пойдете не по тому пути.
В завершение я хотел бы попросить вас помочь мне спеть песню устойчивого развития. Хорошо? Прошу вас, дайте мне всего две минуты. И давайте вы будете делать музыку и держать ритм.
♫ Трам-там! Трам-там! Трам-там!♫
♫ Трам-там! Трам-там! Трам-там!♫
♫ Возможно! Все возможно! Мы сумеем! Мы сумеем!♫
♫ Меньше используйте автомобиль! Примите это решение!♫
♫ Уменьшите вредные выбросы! Возможно! Все возможно!♫
♫ Мы сумеем! Мы сумеем! ♫
♫ Живите возле работы!♫
♫ Работайте возле дома! Берегите энергию дома!♫
♫ Возможно! Все возможно! Мы сумеем!♫
♫ Мы сумеем! Сортируйте мусор!♫
♫ Органика-шморганика! Сберегите много, потратьте мало! Все возможно!♫
♫ Мы сумеем! Прошу, сделайте это СЕЙЧАС!♫
Спасибо. (Аплодисменты)"