Старшей дочке зимой исполнилось 5 лет, поэтому пришло время менять ее паспорт. На фото в старом паспорте она еще совсем малыш. Они и так с Эммой похожи, а если брать фотографии в первый год, так вообще одно лицо. На таможне все смеются - мы им говорим, угадайте, где, какая дочка по фото. Там реально проще по дате вычислить ребенка.
Британский паспорт поменяли. Белке впервые было очень интересно. Объяснили сакральный смысл этой книжечки с твоим фото - она очень прониклась. Ходила с паспортом пару часов индюком, проверяла фотографию, делала протокольное лицо - все как надо.
Тут Наталья вспоминает, что российский паспорт тоже надо менять. В итоге едет в Посольство, а я сижу с Белкой. И у нас такой диалог.
- А куда мама поехала?
- В Посольство, новый паспорт тебе делать.
- Так у меня же есть уже! Недавно сделали.
- Это британский паспорт сделали. А у тебя еще российский есть.
- Российский?
- Ну да. Есть британский, а еще второй... русский, в общем. Чтобы к бабушкам ездить.
Белка все это время серьезно кивает, внимательно слушает. Потом пауза.
- А у Эммы есть русский паспорт?
- Есть, конечно.
- Но она же не говорит по-русски!
Занавес. С ее интонациями было в 1000 раз смешнее, конечно.
Про языки у дочек часто спрашивают. Самое время ответить. Эмма и правда довольно плохо говорит по-русски. То есть она еще совсем малыш. Билингвы вообще начинают позже говорить. Особенно на твором языке. Ей в августе будет три года. Английский у нее уже хороший, а вот русский - скорее отдельные слова. Предложения строить она не любит.
Дома мы говорим только на русском (за редким исключением), но обе дочки с 8 месяцев в садике, поэтому все их окружение говорит на английском. От детей до воспитательниц. С 9 утра и до 6 вечера.
Белка по-русски говорит довольно хорошо, но английский у нее все равно лучше. Ее в последний год очень сильно пробило на тему русскости. Она прониклась концепцией отдельных стран и языков. Ей очень понравилось, что она умеет говорить на русском. Плюс подруга появилась из Казахстана, так что есть, с кем поговорить на секретном языке. Говорит с акцентом, но очень старается и у нее все лучше получается. Скоро будем репетитора нанимать, чтобы улучшать. В возрасте Эммы у нее тоже довольно плохой русский был.
Так что с паспортом смешно было. Очень хорошо представляю себе окошко, к которому подходишь, а там...
- Шпрейхен зи Дёйч?
- Яяяя.
Держи немецкий паспорт.
- Парле ву франсе?
- Уи!
Держи французский