Интервью для Russky London - про русский Лондон, про блог, про новую страничку в жизни

Feb 04, 2014 19:07



Друзья, сайт Russky London взял у меня интервью на тему "Вокруг Лондона за 40 шагов" и моего будущего. Вуаля :)

Профессиональный маркетолог и лондонский гид Константин Пинаев, известный в широких кругах как блогер moscowlondon, за два дня собрал £5000 на открытие собственного дела, что, на самом деле, невероятный результат. Впереди у Кости - длинная дорога, но мы считаем, уже можно поздравлять! И расспрашивать, что и как дальше.

RL: Костя, поздравляю с началом нового пути! Я, как старый читатель твоего блога, хорошо знаю эту историю, но для тех, кто не в курсе, расскажи в двух словах - как началась идея «монопольного» проекта и почему она лучше того, чем ты сегодня занимаешься по своей прямой специальности?
KP: Моя профессиональная история началась 10 лет назад. Я маркетолог и работаю в хорошем британском консалтинговом агентстве. Я как сытый раб. Каждый день хожу в хороший офис, работаю с хорошими коллегами, летаю по всему миру и изучаю потребителей.

RL: Когда ты сюда приезжал, именно в маркетинге хотел работать?
KP: Я уже знал, где буду работать, меня сюда клиенты пригласили. Вообще, работа мне эта всегда нравилась, и карьера развивалась неплохо. Линейно, я бы сказал. Но, как всегда, вмешалось провидение. Я пошел как-то на рождественский ужин с друзьями, и мой американский друг сказал, что завтра ему предстоит «монопольный» алкотур по Лондону. Я понятия не имел, что это такое, начал расспрашивать. Оказалось, есть схема. В каждом городе они делают одно и то же. Берут «монопольную» карту этого города, находят улицы, которые там обозначены, заходят там в какой-то паб или ресторан, выпивают и идут к следующей улице. Главный вызов - пройти все 40 клеточек. Но на практике этого не случается, примерно на десятой, говорят, ты находишь самое уютное место в городе и больше уже никуда не хочешь идти. Мне дико понравилась эта идея! Причем именно как бизнес-идея.

RL: Очень сложно не спиться в таком бизнесе!
KP: Ха, нет - алкогольную составляющую я сразу решил убрать и направить энергию в нужное русло. Мне понравилось, во-первых, что это про Лондон, который я дико люблю; во-вторых, понравилось, что есть четкая схема. Это не бесконечное предпритие, а проект, который имеет конечную цель - обойти 40 клеточек. Я загорелся, начал заниматься этой идеей. Хотя заниматься - звучит слишком круто. Я девять месяцев готовился к проекту, вынашивал его, как ребенка. В процессе у меня эволюционировала сама идея. Вначале я думал показывать людям город от и до. Как в самой игре «Монополия» - от самой дешевой улицы до самой дорогой, и все за раз. Но я тогда, конечно, не рассчитывал ни свои силы, ни силы людей.

RL: Чисто технически это возможно - весь город за один тур?
KP: Технически - да. Но это будет галопом по европам - как раз то, от чего я пытаюсь уходить. Моя идея в том, что ты можешь увидеть город изнутри, глазами человека, который здесь живет и этот город любит. Поэтому я решил брать клеточку за клеточкой и идти в таком темпе. И мне проще, и людям. Сейчас мои туры именно так и функционируют. Я беру отдельную монопольную клеточку, изучаю ее вдоль и поперек и потом вожу там пешие туры. И начал я с вокзала Kings’ Cross. У меня была даже красивая история на эту тему. Именно с этой точки начиналась лондонская версия «Монополии». Туда приехал человек, который купил лицензию на эту игру в Британии и Европе. Сейчас у меня готово 9 туров, все по-настоящему оригинальные: от стрит-арта до Джека Потрошителя.

RL: А что делать с Биг Беном и прочими вестминстерами? Ты их сознательно игнорируешь? Многим туристам ничего больше, по сути, не надо…
KP: Я понял, что надо уметь говорить нет. В том числе людям, которые, как тебе кажется, не совсем твои люди. Моя целевая аудитория - те, кто хочет узнать что-то оригинальное, увидеть и прочувствовать город изнутри, понять не только, каким он был, но и какой он сейчас и почему. Поэтому я не стремлюсь, кстати, получить Blue Badge, значок профессионального экскурсовода, - это не моя история. Если я закончу эти курсы, я буду такой же гид, как и все остальные. И экскурсии мои будут такие же, как и у других.



RL: Ну, а мне кажется, ничего страшного в желании туристов посмотреть на Биг Бен нет! Все-таки глупо не увидеть главную башню города.
KP: Конкретно против Биг Бена я ничего не имею! До него мы доберемся тоже - на этот район и клеточка специальная монопольная есть, и много интересных историй. Я говорю, скорее, о том, что сейчас я свои туры сознательно противопоставляю классическим экскурсиям по классическим местам, пытаюсь показать Лондон, скорее, глазами лондонца.

RL: Да ладно, я уверена, многие лондонцы понятия не имеют о том, что именно их окружает! Ты, скорее, показываешь Лондон уже глазами профессионального гида.
KP: Ну да, я теперь точно знаю больше среднего лондонца! Я с каждым днем люблю Лондон все больше и больше и готовлюсь к своим турам основательно. За основу я беру книги, потом хожу по улицам, заглядываю за каждый угол, как шпион, хожу на чужие экскурсии, которые как-то с этими улицами пересекаются. Cобираю информацию отовсюду, откуда могу. Обычно к концу третьей недели активной подготовки уже могу провести новый тур, изрядно потренировавшись на жене и друзьях. У меня дома, кстати, есть отдельная полка с книгами по Лондону, там даже есть пара книг с описанием «монопольных» улиц. Оказывается, я не один такой умный - уже кто-то занимался исследованием Лондона именно с этой точки зрения, но экскурсий таких до меня, насколько я знаю, никто не водил.

RL: А когда, кстати, появилась лондонская «Монополия»?
KP: В 1935 году. 80 лет назад почти!

RL: И никто не додумался до таких туров?
KP: Я слышал, что таксисты предлагают похожую услугу - провезти людей по этой схеме. Есть точно pub crawl - то, что мой американский товарищ делал, но там именно пабная составляющая главная.

RL: Cудя по всему, затея себя оправдала.
KP: Да! Я безумно этому рад. У меня много тараканов в голове, и я до последнего переживал, думал, что не получится, что меня закидают помидорами, скажут, что никому это не нужно, но сейчас единственное, о чем я жалею, - что не начал этого раньше.

RL: На все твои туры приходит достаточно народа?
KP: Да, в основном. Бывает, конечно, что мы гуляем в гордом одиночестве с двумя-тремя желающими, но чаще всего народу много.

RL: А если дождь - что делать?
KP: Расслабиться и получать удовольствие! Я сначала тоже переживал, постоянно проверял прогноз погоды, но Лондон в этом смысле дико непредсказуемый, поэтому ничего кроме как купить непромокаемые ботинки, я лучше не придумал. На самом деле, ливень даже скрепляет! Люди, с которыми ты проходишь экскурсию под дождем, к концу ее становятся почти родными! И, кстати, удивительное дело. Из-за дождя обычно никто свои планы на экскурсию не отменяет - приходят все, кто записался. А вот если светит солнце и погода отличная, то могут и передумать в последний момент.

RL: Если все и так хорошо, почему ты решил уйти с работы?
KP: Хочу сделать из проекта то, чего он достоен. А сейчас банально не хватает времени на подготовку новых хороших туров. Я хочу сделать из этого еще качественный онлайн-проект. Чувствую, что я этот проект все больше и больше люблю, и он развивается уже, как ребенок, - практически сам по себе. Уже через год я начал подумывать о том, чтобы превратить его в основное дело. И дальше опять же - думал, сомневался, но вот решился наконец.

RL: Ну хорошо, сейчас ты водишь два тура в неделю. Когда уйдешь с работы, количество туров прибавится? Как ты вообще планируешь зарабатывать на этом?
KP: Хороший вопрос! Уходя с работы, я рублю финансовый сук, на котором сижу. Чтобы иметь хотя бы те же деньги, что я имею в консалтинге, надо будет пахать, как папа Карло. Этим я и буду заниматься, видимо, первый год. А дальше план такой. Проводить больше туров, которые я уже делаю, плюс, заняться индивидуальными экскурсиями. Ко мне часто приходят запросы, но я почти всегда вынужден отказывать, так как сижу в это время в офисе или нахожусь в командировке. Пеший тур в группе - это замечательно, многие приходят именно для того, чтобы познакомиться с новыми людьми, но есть процент людей, которые никогда не пойдут гулять с другими. Они любят индивидуальный подход.

RL: Ты собрал £5000 через crowdfunding на развитие своей идеи! На что именно должны пойти эти деньги?
KP: Для меня это прежде всего психологический момент - проверить, насколько идея вообще стоит того, чтобы заниматься ею на полный рабочий день! Я планировал собирать эту сумму 50 дней, а собралось все за 48 часов. Я в шоке, если честно! Идея была такая: если сумма соберется, значит, действительно люди верят в проект, и ему быть, поэтому я отношу на работе заявление об уходе. Я реально готовился к изнурительному марафону на 50 дней. Думал, что все эти 50 дней я буду клянчить, канючить, обзванивать всех, кто ходил на мои туры… В итоге за 2 дня все набралось все само! Как будто я пришел на экзамен жизни, а мне зачет поставили автоматом! У меня даже ощущение эмоционального похмелья - такой поддержки я не получал еще, это потрясающе.

RL: Не зря столько сил вкладывал в свой блог! Через него же, в основном, пришла поддержка? Сколько у тебя подписчиков, кстати?
KP: Не знаю. Подписчиков сейчас никто не считает. Кто-то из сетей приходит и не подписан, кто-то еще откуда-то. Тут надо смотреть на Google Analytics и количество уникальных пользователей. Там цифра колеблется от 50 000 до 100 000 в месяц. Поэтому, конечно, блог в этом смысле очень много дал. Второй источник - сами туры. Я провел по ним уже больше 1000 человек, и это личный контакт. Люди вносили деньги, писали - «ну конечно, молодец, странно, что ты раньше до этого не додумался!» Такое одобрение со стороны своих собственных клиентов - это дико приятно.



RL: Больше, кстати, туристов или местных жителей к тебе на экскурсии ходит?
KP: Я бы сказал, процентов 70 - местные, то есть русскоязычное сообщество (причем не обязательно из Лондона), остальные - туристы. Но в пик туристического сезона соотношение немного меняется.

RL: Расскажи про технологию crowdfunding’a. Почему ты выбрал именно эту платформу? Есть же много разных. Чем они отличаются?
KP: Сначала я рассматривал kikcstarter - самый известный краудфандинговый ресурс. Но с ним у меня бы не получилось, потому что у них есть ряд условий, по которым я не прохожу. Там, прежде всего, должна была быть конечная цель проекта. Условно говоря, я должен снять фильм или написать книгу, или что-то еще. В моем случае, цель - написать заявление об увольнении и создать свой бизнес, это, конечно, не то! На kickstarter довольно жестко прописаны категории. И моей категории - создание малого бизнеса - у них не было. Дальше я рассматривал российские платформы. Они хорошие, кстати. Самая сильная - planeta.ru. Она всем мне подходила, так как удобно заточена как раз под блогеров. Но там все упиралось в юридическую сторону: мне бы пришлось платить налоги и здесь, и там, плюс, нужен банковский счет в России, и я банально много бы потерял на переводе валют, перелетах. Поэтому от российских сайтов тоже пришлось отказаться. И дальше я уже просто по поиску вышел на indiegogo.com. Их отличие еще в том, что ты не обязан собрать полную сумму. Если не набираешь - просто платишь больший процент: 9%, если сумма собрана не до конца, и 4%, если рубеж достигнут.

RL: А как на остальных сайтах? Например, у тебя цель собрать £5000, но ты собрал только £4500 - и все, деньги тебе не отдают?
KP: Практика показывает, что если набираешь четверть, то чаще всего наберешь и остальное! В последний момент помогут родственники, друзья. Но в конце концов всегда можно пойти на хитрость, доложить нехватающие деньги самому и все равно вывести полную сумму. Но если и так денег не хватает, то средства возвращаются людям.

RL: Почему ты делал это на русском языке, а не английском?
KP: Банально потому, что у меня нет такого широкого доступа к англоязычной аудитории, какая есть к русскоязычной благодаря блогу. Хотя в будущем я думаю организовывать туры и на английском языке - проект работает совершенно для любой аудитории.

RL: Свой краудфандинговый успех ты объясняешь именно широкой аудиторией?
KP: Я долго готовился, смотрел, какие кампании работают, какие нет. Лучше работают те, где ты что-то предлагаешь людям взамен. Поэтому я продавал свои туры, причем со скидками, как групповые, так и индивидуальные, также продавал холсты с иллюстрациями проекта (их рисует Таня Алисова - совершенно замечательный дизайнер). Было еще предложение разместить рекламу в моем блоге. Но и без этого, конечно, тоже много поддержали.

RL: А знаешь, почему? Потому, что тебя люди любят! Ну правда! Ты, кстати, сам что думаешь про русское сообщество в Лондоне?
KP: Я считаю, здесь потрясающие люди. И мы живем в уникальные времена. Я в Англии уже 8 лет, но только сейчас, мне кажется, мы как-то стали все кучковаться и формироваться как сообщество. Не только на кухнях, в смысле. Обычно у русских, по умолчанию, стоит установка - делать вид, что я не русский. Как только слышишь русскую речь, смотришь либо вверх, либо вниз, и незаметно ретируешься, зажав под мышкой газету «Правда». Я давно провожу регулярные встречи в пабе, и там все с удивлением обнаруживют, что другие русские в Лондоне - дико интересные люди. Мол, я-то думал, я один такой, а оказывается, тут все такие замечательные. Это и понятно. Просто так в Лондон сегодня не попадешь. Ты должен быть целеустремленным, талантливым, с какой-то интересной историей.

RL: Как ты пришел к идее начать собирать русских в пабе? И когда это случилось в первый раз?
KP: Смешная история, на самом деле. У меня у кота был день рождения! И мы выгуливали нашего товарища Котского в парке по этому случаю. Я написал тогда в блоге - приходите погладить котика кто хочет. Я думал, придет пара наших друзей, которых я и так знаю, а пришло человек 30. И все такие хорошие, все так друг другу понравились, что с меня начали требовать другого дня рождения кота, через неделю. Ну ок, собрались еще через какое-то время, а потом началась осень, и в парке стало холодно. Поэтому мы перебрались в паб. Сейчас туда приходят до 300 человек за раз! Очень много людей в этом пабе передружились.

RL: Я даже знаю, что переженились некоторые!
KP: Да, надо мной жена смеется, что я свахой подрабатываю. Я знаю про несколько пар, которые сложились на этих встречах.

RL: А как тебе удалось сделать свой блог таким популярным? Есть особые секреты?
KP: Нет. Я просто писал и писал, не прилагая никаких сверх-усилий. Мой первый пост был - «Уезжаю в Лондон». Я, конечно, маркетолог и понимаю иногда, что лучше идет, что хуже, но в целом - тут правда нет никаких секретов. Иногда меня блог даже начинает тяготить - в том плане, что когда много читателей, среди них появляются порой какие-то неуравновешенные товарищи и пишут разную чушь в комментариях. Но со временем ты становишься очень толстокожим. В интернете просто в последнее время появилась установка - что если ты русский и живешь в Лондоне, то у тебя наверняка целый подвал замученных младенцев, камаз денег, и все вообще не просто так. Отчасти поэтому, мне кажется, мы и начали между собой тут больше общаться - все настолько устали от стереотипов, что с радостью готовы видеть рядом русских, у которых те же радости и те же проблемы, что у тебя. И никаких русских олигархов и мафии, никаких камазов с деньгами.

англия, лондон, вокруг лондона за 40 шагов, интервью

Previous post Next post
Up