Музей советского фарфора в кафе Ex Libris

Feb 13, 2024 19:56



Оказывается, знаю кафе Экслибрис почти с рождения - с 2010 года (кому интересно - старые фото).  "Музей фарфора" появился в нем в 2021 году, узнала об этом я три дня назад и почти сразу же побежала смотреть.
Музей, конечно, в кавычках: "экспонаты" находятся в полутьме, многие - слишком высоко, и далеко не всё можно разглядеть. Зато попить чай из экспонатов очень приятно. Я провела здесь прекрасный час.
Здесь на 90% чайные сервизы и просто чайная посуда. В основном - 60-е годы XX века, а почему именно они, станет ясно из прямой речи создателя музея музыканта Вовки Кожекина: я приведу ее после того, как мы посмотрим кафе в целом и отдельные экспонаты.
Ностальгируем!

2.


3.Размеры коллекции впечатляют. Один зал заставлен плотно, в других есть "посудные вкрапления"


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.Где та дочурка и почему она не сохранила подарок от мамы 1976 года??


14.Подарок от управления комплектоборудования тоже не стали хранить.


15.Салфетница - с соседнего столика


16.А это мой чай. Вкуусный! Крышка на чайнике, похоже, "неродная"


17.Десерт к чаю. Счет за чай и десерт - 610р.


Прежде, чем мы покинем Экслибрис, немного о музее и его создателе.
Музей советского фарфора был создан музыкантом и великим знатоком фарфора Вовкой Кожекиным, и действует на базе кафе Ex:Libris в Москве. В коллекции - объекты, подаренные музею или купленные на барахолках. Экспозиция строится вокруг исторической эпохи оттепели 60-х годов прошлого века и советского модернизма как художественного стиля. Официально провозглашенный “отказ от излишеств” заставляет искусство и прикладные ремесла искать новые формы и краски. В итоге в 60-е годы появляется по меньшей мере несколько десятков прекрасных образцов дизайна посуды, настолько удачных, что некоторые из них тиражируются до конца ХХ века. более позднее производство 70-х, к сожалению, во многом представлено изделиями низкого художественного уровня, так как тогда уже бесповоротно оформляется деление на дорогой авторский малотиражный фарфор и дешёвый ширпотреб. В какой-то момент истории сервиз окончательно превращается в предмет статусного потребления, прикладное и культурное значение вымещается символическим, возникает карго-культ “фарфорового сервиза, стоящего в серванте”.
В русской культуре фарфоровой сервиз - это не просто набор посуды. Русское традиционное чаепитие - признак принадлежности к определенному слою общества с соответствующим уровнем культуры, это социальный акт, предполагающий ряд ритуалов и имеющий достаточно четкий контекст. Чаепитие - это антипод употреблению алкоголя, оно предполагает не коллективный угар или просто дегустацию напитка, но и разговоры, общение, интеллектуальный обмен мнениями. Это повод для встречи и способ социализации, это неотъемлемая часть повседневной жизни.
сайта кафе, в сокращении)

В какой-то момент я понял, что существует культурное явление в области эстетики, сидящее у нас в подсознании, но пока плохо описанное и не оцененное - советский модернизм, проникший в том числе в повседневный быт...
В 60-е художественный уровень массового фарфора был очень высоким и много экспериментальных работ. А в 70-х даже те художники, которые создавали интересные вещи, стали делать какой-то низкосортный ширпотреб. Это совсем другой Советский Союз, очень скучный. Возвращаются все эти аляповатые цветочки. Есть свидетельства, что авангард и модернизм в народ не особо шли. Покупатель не понимал его и хотел «дорого-богато».
В течение десяти лет советский модернизм снова станет модным. Сужу по вторичному рынку. Сейчас безумен в цене поздний Сталин. Чувствую, что дальше начнут спекулировать на оттепели, поэтому я спешу все собрать.

Мои родители - классическая московская интеллигенция. Хрущевка, двушка, сервант, и там, конечно, сервиз, чешский стол. Большая травма - разбитый кофейный рижский сервиз, подаренный на свадьбу родителям. Я застал от него только кофейничек. Месяц назад купил такой же на «Авито» - закрыл гештальт. Вспоминая свое детство, я только сейчас понял, что некоторые вещи из серванта меня прикалывали своим безумием еще тогда.
Наш музей - это ностальгия по будущему. То, что в советское время были моменты с очень мощным запросом на модернизм и находились новые силы, смыслы и люди, хорошо резонирует с сегодняшним состоянием общества. Мне кажется, скоро придет волна моды на что-то принципиально новое. Сейчас ситуация и в мире, и в нашей стране - некой растерянности, поиска. Очень хочется, чтобы новое поколение, когда будет мыслить будущее, помнило бы про ВХУТЕМАС, оттепельный фарфор, новый дизайн, перестроечные наши смешные приключения. Чтобы эти традиции остались и вдохновляли. Мне кажется, что именно в период растерянности и немного беспросветности, которую мы сейчас наблюдаем, вот такими вещами и надо заниматься.
Источник

18.Немного из оформления, не относящегося к фарфору


19.


20.Спасибо! Хочу вернуться сюда.

#такаязима, поесть, керамика, ретро, Чистые пруды

Previous post Next post
Up