Канал имени Москвы в его нынешнем виде - необычная машина времени: она позволяет существовать сразу в двух реальностях. Первая - 1937-й год: его номер стал нарицательным, и именно в 1937-м был открыт канал "Москва-Волга" с его гигантскими, почти фантастическими сооружениями. Вторая - сегодняшний 2023-й, когда канал имени Москвы исправно выполняет свои функции - развлекательно-отдыхательную и идеологическую. Функция транспортная, увы, отходит в прошлое. Эти две реальности, причудливо переплетаясь и вступая в диалог, создают необычную атмосферу вокруг канала.
Так получилось, что в течение двух дней я побывала на двух оконечностях канала и предлагаю вашему вниманию большую фотосессию Речного вокзала и фотосессию поменьше за 128 километров, в Дубне (съемка 4 и 5 июля). Получилась своего рода фотопрогулка в пространстве и времени.
(Это далеко не первая моя фотосессия Речного вокзала, много ракурсов есть в других:
осень, вечер ,
еще раз осень,
зима,
весна. А
здесь подробно про то, что связано с каналом в Дубне)
Напомню, что Речной вокзал был открыт после реконструкции в 2020 году, после того, как много лет находился в полуразваленном состоянии. Были восстановлены архитектура, интерьеры и парковый ландшафт 1937 года, плюс конечно, современные технологии и новшества.
Верхнее фото: вход в парк Речного вокзала открывает скульптура "Водный путь" (Юлия Кун). По замыслу автора, руки девушки - река Москва и Волга, а кораблик - символ соединяющего их канала.
Надо сказать, что Речной вокзал задумывался не только как вокзал, но и как зона отдыха, считается, что это было первое в СССР общественное пространство. И реализован этот план был с размахом, присущим той эпохе.
2.Территорию вокзала окружает парк площадью 40 га. Фонтан "Северная чаша"
3.А это "Южная чаша"
4.Памятник кораблестроителю Алексею Крылову (1960)
5.А это уже современные, так называемые "сухие" фонтаны, перед входом в Речной вокзал - на радость детворе в жаркий день.
6.Из нашего же времени - многочисленные киоски с заоблачными ценами и гигантский рекламный экран
7.Но не забываем, что здесь все-таки вокзал. Эти люди идут на посадку на теплоход.
8.Электромобиль катает бесплатно желающих по территории парка и причалов (около 15 минут). А такие же электромобили могут подвезти к причалу туристов и их багаж.
9.Но давайте наконец обратимся к зданию вокзала (фото сделано на несколько дней раньше основной фотосессии).
Автор проекта архитектор Алексей Рухлядев, ученик Леонтия Бенуа и Алексея Щусева. Надо сказать, что его работ осталось немного, в основном это жилые дома (Верхняя Масловка, Большая Пироговская, Тушино), выполненные в соавторстве.Ничего похожего на уникальный (не побоюсь этого слова) проект Речного вокзала в его послужном списке нет.
Выскажу сначала свое личное мнение. Речной вокзал выгодно отличается от архитектуры 30-х годов легкостью, почти воздушностью, ощущением летящей радости. Удивительным образом это сочетается с богатством и помпезностью декора, который характерен не столько для вокзала, сколько для дворца. Впрочем, это дворец и есть.
Считается, что у здания Речного вокзала два прототипа. Первый - корабль: две палубы-этажа (с воды - три), по центру башня - то ли мачта, то ли рубка, две оконечности - нос и корма. По фото как раз удобно сравнить.
10.Второй - Венецианское палаццо. На фото для сравнения Дворец дожей в Венеции, тоже стоящий у воды (фото из Википедии)
11.Давайте рассмотрим детали этого прекрасного здания. Тут масса интересных архитектурных излишеств, которые не буду перечислять. Аркада, вид изнутри
12.Вид с первого этажа на второй
12."Нос", фонтан Север: хоровод птиц и белые медведи
13."Корма", фонтан Юг
У меня сохранились старые фотографии этого места. Почувствуйте разницу!
13а.Около 2008
13б.Около 2012. Вид "кормы" снаружи
14.Два фасада украшены керамическими панно с главными достижениями СССР того времени (и близкого будущего - Дворец Советов). Фасад, обращенный в каналу - Москва и индустриализация. Каждое панно заслуживает подробного рассказа, но тогда пост окажется бесконечным...
15.Фасад, обращенный к парку: водная стихия
16.Внутреннее ппространство вокзала - это прежде всего три больших зала, где рука об руку идут идеология и роскошь. Центральный зал. Предполагалось, что сюда люди входят, а потом выходят непосредственно на посадку к кораблям.
17.Потолок центрального зала (называется "кессонированный потолок")
18.Оформление колонн
19.Переход от центрального зала к залу ожидания
20.Потолок в бывшем зале ожидания
21.Все три больших зала двухэтажные. В зале ожидания по второму этажу идкт балкончики. Его украшают четыре картины на тему конституционных прав трудящихся (не забывайте, конституция 1935 года была принята всего двумя годами раньше). Вот так выглядит "идеологически правильная" старость
22.Это, конечно, право на отдых
23.Сейчас в зале ожидания разместилась экспозиция Музея транспорта, которая периодически меняется. Этим летом можно посмотреть разные типы кораблей, в том числе аквабусы и причалы для них.
24.Ресторан. Искренне советую: если в ваши планы входит питание на Речном вокзале, идите в ресторан. Цены везде раздуты до безобразия, зато интерьеры только здесь.
25.Здесь тоже богатое оформление на речные темы
26.И потолок, имитирующий стекло, за которым летают чайки.
27.Тема Речного вокзала бесконечна, поэтому давайте обратимся к оформлению шлюза №1 в Дубне. Памятник Ленину построен одновременно с каналом в 1937 году. Высота - 25 м (вместе с постаментом - 37 м), вес - 540 тонн, скульптор Меркуров (
подробнее по ссылке)
27а.Фото выше - попытка ремейка фотографии 2008 года
28.Со спины памятник не менее эффектный
29.Рядом - Иваньковское водохранилище, оно же Московское море. А также вход в шлюз, за которым - "естественное" русло Волги (но их на фотографиях нет).
30.
31.
32.Я ничего не написала о
строительстве канала и о том, скольких человеческих жизней оно стоило. Это отдельная большая и больная тема, поэтому пусть здесь будет это фото из Дубны в знак того, что мы помним...
Напоминаю: моя экскурсия "Дом, где жил архитектор" завтра (15-го) и 30 июля. Подробности и запись
по ссылке