Старик Букашкин и другие. Культурный слой Е-бурга

Aug 18, 2022 22:07



Когда я думаю об айсберге культурного слоя Е-бурга, то могу его сравнить лишь с Одессой начала XX века. Не столица - но город невероятной энергетики, город, где происходит взрыв искусства самых разных направлений, город как среда, где великие и знаменитые пересекаются, приходясь друг другу знакомыми, родственниками или однокашниками. Причем далеко не про всех, кого мы любим и ценим, мы понимаем, что они - из этого города. Ровно то же самое могу сказать про Екатеринбург, только конца XX века и позже.
Напомню, что мы приехали в Е-бург ради фестиваля Ural Music Night. Но только там мы узнали, что основатель и вдохновитель фестиваля Евгений Горенбург - однокашник и лучший друг молодости режиссера Алексея Балабанова. А о том, что этот режиссер вырос в среде Свердловского рока (о котором я толком не рассказала), думаю, специально объяснять не надо.
Человек, о котором сегодня расскажу, был частью той среды, где варились рокеры, художники, политики, фрики и просто жители этого невероятного города. А потом, будучи не в силах объять необъятное, я скажу пару слов о тех, кого знаю и ценю в культурном слое Е-бурга.

Чтобы объяснить, кто такой Старик Букашкин, проще всего процитировать уже не раз упомянутый труд Алексея Иванова "Ёбург".

Он был скоморохом, акционистом, юродивым, наивным художником, хиппи, местным Диогеном, героем андеграунда, анархистом, «митьком», всем сразу.

А сам себя он называл Народный Дворник: в возрасте за 40, в начале 80-х годов он покончил с обычной благополучной жизнью инженера, устроился на работу дворником. Обитал он в дворницкой на улице Толмачева, она располагалась примерно на том месте, где сейчас можно увидеть его портрет (см. верхнее фото). Эта самая дворницкая стала "мастерской и культовым местом андеграунда" (с)А.Иванов.
Вокруг него вырос «Картинник» - «общество анонимных художников». Анонимные художники разрисовывали радостными картинками стены домов, заборы и гаражи. Играли, пели и плясали на улицах, дарили прохожим расписанные «кухонно-информационные доски», устраивали акции на помойках, рисуя на мусорных баках и на их содержимом. На знаменитых фестивалях Свердловского рок-клуба Букашкин и его соратники музицировали в фойе.
В 1999-м Букашкин числился дворником в фирме Артюха «ЛевЪ», расположенной во дворе дома 5 по проспекту Ленина и расписал двор этой фирмы. Не могу ручаться на 100%, что именно эти работы сохранились, но если где-то и остались оригинальные образцы стрит-арта Букашкина, то в этом дворе.

2.


3.


4.


Букашкин, в миру Евгений Малахин, умер в 2005 году. А через три года Евгений Артюх, руководитель той самой фирмы, которая находилась во дворе по улице Ленина, учредил и возглавил городское арт-движение «Старик Букашкин». Двор был объявлен «тропой Букашкина» и теперь там множество работ в стиле Букашкина, с афоризмами Букашкина и с изображением его самого в колпаке и красном балахоне

5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


И как обещала, про других представителей недавней и современной культуры Е-бурга. Про Свердловский рок (необъятная тема, могу предложить для краткого знакомства свою статью на портале Живое наследие) и режиссера Балабанова я уже упоминала. Назову еще одного режиссера - Владимира Хотиненко, который снял на Свердловской киностудии свои лучшие (по мнению многих) фильмы.

Владислав Крапивин - целая эпоха в советской детской литературе и необычной детское движение, существовавшее на окраине Свердловска. Я читала его в детстве - и через много лет с изумлением обнаружила, что на его книгах выросло несколько поколений.

Борис Рыжий - поэт, которого многие считают поэтом номер один постсоветской России. Странная судьба молодого человека с внешне благополучной жизнью, который покончил с собой, не дожив до 27 лет. Он во многом определил мое восприятия Е-бурга в первую поездку, в сером грязном марте: я тогда написала пост Екатеринбург депрессивный, в котором есть несколько фрагментов из его стихов.

Николай Коляда - драматург, режиссер, актер, создатель Коляда-театра, Коляда-сада, колядаскопа и пр, невероятно разносторонний и плодовитый (93 пьесы!!) человек, к которому очень подходит его фамилия. Я видела работы его театра дважды, на традиционных январских гастролях в Москве.Если приедут в этом сезоне, буду стараться пойти, ибо теперь понимаю: Коляда - очень Е-бургская фигура. Процитирую себя про постановку "Горя от ума":

Нарочито пошло, очень громко, очень с первого взгляда "анти-грибоедовски" (Коляда - провокатор, от его слов перед спектаклем, что это скучная пьеса, хочется защищать Грибоедова). Но... завораживает и в каком-то смысле действует не на сознание, а на бессознательное. Отделиться от недоумения и неприятия, прорваться через кажущуюся пошлость и провокативность удалось к концу первого акта, в целом впечатления сильные и положительные. В целом спектакль вполне соответствует тексту Грибоедова, который звучит совсем не скучно.

И наконец, Евгений Ройзман. Тут стоит сказать или очень много, или очень мало, и я (во избежание) предпочту второй вариант. Итак, Евгений Ройзман - создатель и владелец частного музея Невьянской иконы. Музей очень сильный, я была там пять лет назад. Тогда кстати, музей был бесплатным (сейчас нет). Покажу несколько фото сделанных у входа в музей.

15.


16.


17.


Также на основе коллекции Ройзмана, переданной государству, был создан музей наивного искусства. Также он поэт, член Союза писателей, автор нескольких поэтических сборников и научных книг по Невьянской иконе. Упомяну также, что  он создатель фонда "Город без наркотиков" и бывший мэр Е-бурга.

Когда я задумывала этот пост, очень хотелось его назвать "Фрики города Е-бурга". Потом решила, что все-таки по отношению к некоторым его героям это несправедливо. Тем не менее, "фриковость",  маргинальность, дерзость, скандальность, слом шаблонов - это то, что часто  определяет "лицо"  культуры Е-бурга и ее персоналий. При всей спорности, это лицо мне близко и дорого 

#летовместе, #уличноеискусство, #свободасживымнаследием, Свердловская область, #10постовпроекта, граффити, культурное

Previous post Next post
Up