Свершилось! В Третьяковке на Крымском (и думаю, что в основном здании тоже) разрешили фотографировать (без вспышки и штатива)!! И разве я могла устоять?
Отечественное искусство XX века, которому посвящена экспозиция на Крымском - мое любимое, сравнительно неплохо знакомое и вечно непостижимое. Стараюсь пройти по залам на Крымском хотя бы каждые два-три года. Повидаться со старыми знакомыми и обязательно найти что-то новое. Потому что экспозиция меняется постоянно.
Я не была здесь три года, и убедилась, что перевесили, кажется, почти всё. Стало больше залов, посвященных конкретному художнику, но многие все еще разбросаны по разным залам. Принципы, по которым собраны в один зал картины, часто для меня непостижимы. Но за радость свидания с картинами готова простить всё.
Из нового. Появился отдельный зал из собрания
коллекционера Георгия Костаки. Появился отдельный зал
Гелия Коржева после того, как в 2017 году Третьяковка получила коллекцию его картин в дар. Этот зал я даже смотреть не стала: на Коржева надо много сил. Куда-то делось позднесоветское и постсоветское искуство.
А я показываю свои небольшие открытия.
2.Зал Татлина. Не впервые вижу его летательный аппарат (Летатлин), но кажется впервые удалось его воспринять как произведение искусства.
3.Александра Экстер. Венеция. 1918
4.Нататья Гончарова. Соляные столпы. 1909-1910
5.Марк шагал. Панно для еврейского театра (??). 1920
7.Павел Челищев. Феномен. 1936-38.
Челищев - художник-эмигрант, на много лет забытый; интерес к нему возродился в 90-е годы, его считают основателем мистического сюрреализма. "Феномер" заслуживает того, чтобы только на него потратить целый визит в музей. Скажу лишь, что это часть триптиха, принесенная в дар Третьяковке по завещани художника (и пролежавшая 30 лет в запасниках), вторая часть - в Нью-Йорке, третья - в частной коллекции в Москве.
8.Мое открытие последнего посещения Крымского вала. Такой восхитительный наивный примитив. Георгий Рублев. На призывном пункте. Его панно можно видеть в верхнем вестибюле станции метро "Добрынинская", но... это совсем другие работы.
9.Исидор Фрих-Хар. Поэто пустыни (узбек) 1921-23
10.И.Фрих-Хар. Негр под пальмой. 1929.
11.Всегда знала, что "Александр невский" Павла Корина - это часть триптиха. Но две другие части раньше не видела. Слева - Северная баллада, справа - Старинный сказ. 1943
12.
13.
14.Классический соцреализм. Но... трогает. Алексей Ткачев. Матери. 1960-61
15а.Есть у меня странная традиция: делать фото пейзажа из чуть ли не единственного зала, где есть окно. В 2009-м здесь был зал "официального" советского искусства, и в окне отражались Сталин с советскими женщинами.
15б.В 2013-м году картины были те же, но я была в этом в музее днем, и в окне ничего не отражалось
15.А в 2020-м году в этом зале неожиданно оказался Коржев и новые шторы, через которые снять окно почти невозможно. Снимок получился совсем плохой, но... традиция.
Практическое. В музее очень неплохой киоск: альбомы, сувениры, в том числе есть по щадящим ценам. Кроме буфета, появилось кафе, где можно пообедать.
И повторю рекомендацию покупать билеты онлайн: с ними пускают без очереди.