Георгий Костаки - выставка коллекционера

Jan 24, 2015 20:09



Это очень интересная выставка для всех, кто неравнодушен к российскому изобразительному искусству начала XX века. Шагал, Кандинский, Малевич, Филонов - и те, чьи имена нам мало что скажут, но...
Однако меня больше, чем картины, впечатлила личность и судьба самого Георгия Костаки. Думаю, его можно с полным правом назвать советским интеллигентом (несмотря на иностранное гражданство) - из тех, с кем везло встречаться многим из моего поколения, кто остался в памяти, а в жизни вымер как динозавры (отдельные раритеты - не в счет). Я расскажу ее как запомнила, а потом приведу старый материал о картине из коллекции Костаки, которая когда-то потрясла меня, и я впервые узнала это имя (она есть на выставке, а вообще висит в основном собрании филиала Третьяковки на Крымском валу).
Костаки родился в Москве в 1913 году в греческой семье, и прожил в России и СССР больше 60 лет с греческим гражданством. С 16 лет начал работать шофером в греческом посольстве, так всю жизнь и работам в посольствах на не очень высоких должностях. Но думаю, что получал зарплату в валюте, что делало его для советской действительности человеком достаточно обеспеченным.
Картины собирал всю жизнь, в основном русский авангард и иконы. Покупал и картины своих современников, из тех, которые клеймил Хрущев и давил бульдозер (думаю, для них это было ну очень важно в материальном плане). Собрал огромную коллекцию, которую показывал своим гостям в доме на проспекте Вернадского, туда даже неофициальные экскурсии водили. Были там и Шагал, и сенатор Кеннеди, и другие важные особы Я даже задумалась, почему никогда не слыхала про Костаки в детстве - среда была общая, да и жил он поблизости. Однако не слыхала.
Я покажу единственное фото, которое все-таки сделала на выставке, несмотря на запрет (Третьяковка, прости!). Чем-то таким родным и забытым повеяло от этих лиц. Георгий Костаки - в центре, в очках.



В 70-е годы начались неприятности - пожар на даче, угрозы. Семья была большая - дети, внуки, так что было за кого бояться, не говоря уже о коллекции. Костаки отдал безвозмездно государству часть своей коллекции за возможность вывезти семью и другую часть картин (после его смерти они легли в основу музея в Салоники). Коллекции оказались в Третьяковке, музее Рублева, музее Царицыно, а семья - в Греции.
Почему-то мне кажется, что Георгий Костаки в полной мере тосковал по стране, где прожил больше 60 лет. Во всяком случае на его картинах (а рисовать он начал уже в Греции) очень много русских пейзажей. Греции, которая была рядом, гораздо меньше.
Ну а теперь - о картине К.Редько "Восстание". Вы не слыхали про Климента Редько? Жаль...



Эта странная и не такая уж большая картина висит в филиале Третьяковской галереи, и каждый раз, бывая там, я не могу не остановиться рядом с ней. Ее можно разглядывать целиком или по кусочкам, каждый из которых живет своей жизнью, разгадывать как ребус или подчиняться ее ритму. Иногда кажется, что тебя прямо-таки затягивает в нее, ты слышишь звуки оркестра, под который маршируют ее участники, видишь себя на этих улицах.
Фото конечно мало что передает, тем не менее, я сделала несколько фрагментов из лучшей копии, найденной в сети, собрала небольшие сведения о художнике и несколько мнений о картине.

Климент Николаевич Редько (1897, Холм, Люблинская губерния, Российская империя - 1956, Москва) - советский художник, представитель живописного авангарда 1920-х - начала 1930-х годов.
Из крестьянской семьи. С 1910 по 1914 учился в иконописной школе Киево-Печерской лавры. В 1913 Посещал школу-мастерскую Фёдора Ивановича Рерберга в Москве, в 1914-1918 - петроградскую школу Общества поощрения художеств, где одним из его учителей был Николай Константинович Рерих, в 1918-1919 - киевскую Академию художеств. В 1919-1920 вместе с Соломоном Никритиным занимался в студии Александры Экстер. С 1920 жил в Харькове и Москве, где в 1920-1920 годах занимался во ВХУТЕМАСе у Василия Кандинского.
Пережил сильнейшее влияние Малевича, испытал воздействие конструктивизма и футуризма. В 1922 вместе с С. Никритиным и А. Тышлером основал группу «проекционистов»... Командированный Луначарским в 1927 в Париж, работал художником при советском торговом представительстве. В 1935 вернулся в СССР, поселился в Москве.
В 1940-е работал в ТАСС. В 1948 был исключен из Союза художников как «поддавшийся влиянию западной культуры». В 1950-1955 руководил изостудией при Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, чем и зарабатывал на жизнь. Оставил литературное наследие (прозу, мемуары, статьи об искусстве) (Википедия).

В 1924году К.Редько писал:"25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и революция, до того сильно обаяние его напряженнейшей личности. Седьмой год создания, в которых все радости и страдания сливались с Лениным.
Ленин шел и вел народ к борьбе. Сколько раз мои мысли обращались к нему, человеку-гению ума и сердца, сила духа которого превзошла основное деление времени." Тогда и была задумана эту картина, которую он писал два года (датирована 1925 годом)



"Восстание" Климента Редько - загадочное, странное, страшное полотно. Грозное предупреждение.
Истово повторяя канон "Неопалимой купины", художник поместил в центре Ленина в нимбе! На фоне этого декорума - строй вождей, и странно светится Сталин... Вокруг стальные решетки, многоэтажные дома-коробки, словно из романов Замятина; по ободу "купины" идут танки, маршируют чекисты. В свое время картину нашел и сохранил коллекционер авангарда Георгий Дионисович Костаки, впоследствии преподнесший ее в дар Третьяковской галерее. Ленин, Сталин и музыка



В центре композиции некий ромб, который возникает из многочисленных мелких фигур, а в самом центре композиции фигура Ленина и рядом такие уходящие в сторону этого ромба, фигуры его соратников, участников. Они лучами расходятся. А Ленин в центре, как регулировщик. И от этого ромба, в разные стороны картины, по углам картины такими лучами расходятся некие улицы, такого достаточно фантастически представленного города. Когда впервые на эту картину смотришь, во-первых, она притягивает, потому что невозможно оторваться от нее (это действительно так - t).
Во-вторых она как будто изнутри еще светится, какой-то мистический свет изнутри исходит. И, в-третьих, ощущение, что, либо эту картину написал гений, который знал все. Либо это какой-то пришелец, который вообще описывал то, что когда-то было в нашей цивилизации. Очень многие искусствоведы писали в свое время, что это фантастический город, что это такие конструктивистские здания. На самом деле, когда она освещена особенно, ты смотришь, и ты видишь, и такое впечатление, что это тюрьма. Внутренний двор тюрьмы, что здесь вот этот строй людей мрачных, которые идут, машины, которые едут. С нашим знанием того, что было после революции, в последующие десятилетия, мы, конечно, эти свои знания привносим в интерпретацию картины (решетка над фигурой Ленина напомнила мне Белый дом - наш, московский; у меня не было впечатления тюрьмы, фигурки маленькие,нестрашные, скорее напоминают какую-механическую игрушку ).
Там множество фигур, рядом с Лениным - Троцкий, за ним - Крупская, есть Рыков, Зиновьев, Луначарский. Сталин - в левом верхнем ряду третий. Но далеко не всех искусствоведы узнали, возможно не все фигурки представляют портреты конкретных людей.



Художник, который написал эту работу, был знаком и с иконописной традицией, и он был достаточно образован в этой области, и, как всякий человек того времени, он прекрасно знал темы и сюжеты иконописи, и сам над этим работал. Он искренне восхищен фигурой Ленина. И, конечно, если рассматривать иконографию "Спаса в Силах", - вот этой самой иконной традицией, мы знаем, что эта икона непосредственно связана с темой страшного суда и грядущего преображения Вселенной. Вкладывал ли он это осознанно, или у него получилось невольно, сейчас мы, конечно, судить об этом не можем.
Когда художник начал работу, и, как я уже сказала, мучительно искал композицию, уже он прошел вот эту свою попытку реализовать теорию электроорганизма. «Вся моя работа протекает в синтетической интуиции, под знаком физико-химических проблем с современной периодической наукой» Это конкретно про эту картину он написал (из беседы на радио "Эхо Москвы" с заместителем директора Третьяковской галереи Ириной Лебедевой 03.02.2008).

Выставка работает до 8 февраля в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу

Указатели блога: Экскурсии Интересное. Адреса Лучшие прогулки Памятники Скульптура. Парки Природа Вокруг Москвы Лучшие сюжеты. Полезное Вопросы и ответы Из любимых постов Искусство XX века на Крымском валу

Октябрьская, сюжет, культурное

Previous post Next post
Up