Десять с лишним лет назад я в ошеломлении стояла перед
белокаменной резьбой Дмитриевского собора во Владимире и думала, что все мои представления о древней Руси можно выкидывать на помойку: я ничего о ней не знаю и не понимаю.
Три года спустя я добралась до
Георгиевского собора в Юрьев-Польском, построенного веком позже, и еще раз восхищалась и изумлялась белокаменной резьбой Владимирской Руси.
С тех пор я видела, думаю, большинство домонгольских храмов на территории России, ни один из них не оставил равнодушной, но ничто не могло сравниться с храмами Владимирщины (к ним надо, конечно же отнести и Покрова на Нерли).
Десять дней назад я стояла перед собором в итальянском городе Анкона со звучным названием Santa Maria della Piazza и думала о том, что мои познания о древней Руси нуждаются, как минимум, в существенном обновлении.
Ибо если бы мне показали резьбу этого собора, я бы уверенно сказала: Владимирская Русь.
Я полный дилетант и все, что мне удалось бегло выяснить о возможной общности резьбы из Италии и Владимирщины, могу изложить в нескольких фразах. Во-первых, датировка храма в Анконе - XI-XII век, то есть, близка к времени создания Дмитриевского собора. Есть упоминания, что белокаменный портал выполнен в 1297 году, то есть, ближе по датам к созданию Георгиевского собора. Имя мастера известно по подписи: мастер Леонардо.
Во-вторых, несомненно, что все три храма восходят к Византийским прототипам и возможно, этого достаточно, чтобы объяснить их сходство.
В-третьих, церковь в Анконе не уникальна, видела есть похожая резьба в Милане, в Ассизи и совпадения даже более впечатляющие. Нашла я их
в блоге ЖЖ , автор которого
znichk_a, мне кажется, более компетентна и считает такие совпадения неслучайными. Правда с доказательствами неважно. Во всех Википедиях соборы числятся работами русских мастеров, а вот что пишет
znichk_a:
Юрий Долгорукий произвел разведку и первичное трудоемкое освоение каменоломен. Построил, из сохранившегося сейчас, белокаменные храмы в Кидекше и Переславле-Залесском почти одновременно в 1152-1157 годах.
Андрей Боголюбский... собрал, по летописи, “ото всех земель” мастеров каменных дел. Андреем Боголюбским были построены главный собор Владимира - Успенский, дворец в его загородной резиденции Боголюбове и церковь Покрова на Нерли. Летопись сообщает о приходе к Андрею Боголюбскому мастеров «от немец». А историк В. Татищев (никто не знает, откуда он это взял, и это вообще единственное такое упоминание) говорит, что князь Андрей Боголюбский получил мастеров от Фридриха Барбароссы(1152-1190), императора Священной Римской империи.
Всеволод Большое Гнездо, «сильномладший» (на 40 лет) брат Андрея, построил.. Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197) уже со всем этим богатством белокаменного резного декора. И самым загадочный... - Георгиевский собор (1230-1234) в городе Юрьев-Польской, построенный внуком Юрия Долгорукого Юрием. Храм был покрыт снизу доверху совершенно фантастической белокаменной резьбой...
Все остальные тома написанной литературы, трактовки, мнения - основаны на различных сочетаниях этой вот кратенькой информации…
Для этого поста я собрала свои старые неумелые фотографии из Владимира и Юрьев-Польского (за лучшим качеством отсылаю к цитированному блогу и к Гуглу) и предлагаю вам составить собственное представление, так ли велико сходство и можно ли его объяснить общими Византийскими корнями. А если у вас есть знания и информация по этим храмам и возможным пересечениям, надеюсь, вы ими поделитесь.
Update. Большое спасибо комменаторам, многое стало на свои места. Факт участия иностранцев в строительстве Владимирских храмов наукой признается, правда более распространенной является
"немецкая" версия, но и "итальянская" представлена.
Здесь и храм в Анконе есть. Тема очень интересная, надеюсь вернуться к ней позже.
Первое фото - Анкона, второе - Юрьев-Польский
Анкона
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Владимир, Дмитриевский собор
11.
12.
13.
14.
Юрьев-Польский, Георгиевский собор
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.