На новогодние праздники мы воспользовались авиакомпанией "Победа" второй раз, но можно считать, что в первый: прошлый раз случился в первые месяцы существования компании, когда ее порядки только начинали формироваться и их толком не знали не только пассажиры, но и сами сотрудники. Несмотря на все драконовские порядки и кошмары, о которых периодически пишут новостные сайты и блогеры, полет прошел благополучно и без эксцессов. Никто никому не хамил, ничего не требовал и не запрещал, стюардессы были вежливы и предупредительны, сайт компании не вис, интерфейс был удобным и понятным, полетом мы остались в целом довольны. Проблема лишь в том, что два главных достоинства "Победы", в которых вроде бы никто не сомневается, в нашем полете отсутствовали.
Итак, чем же отличался полет "Победой" от других компаний? Надо сказать, что сейчас грань между лоукостером и обычной авиакоманией почти символическая: раньше мы летали формально "обычными" компаниями, где был платный багаж, платное питание и даже платная онлайн-регистрация. Поэтому я буду говорить именно о "Победе", а не о различиях между лоукостером и не-лоукостером.
Процедуру покупки пока пропущу.
- Присылают ссылку-напоминание для регистрации. Ура! Из основных отечественных компаний, мне кажется, это делает лишь Аэрофлот, который считается премиум-класс, в дешевых компаниях такого не припомню.
- Проверяют соответствие багажа габаритам перед посадкой. По факту это выглядит очень культурно: работница аэропорта наметанным глазом окидывает очередь и просит несколько человек запихнуть сумки в специальный калибратор. У всех это получилось, конфликтов не было.
(фото из интернета)
Да, размеры калибратора меньше, чем у других компаний, но наш рюкзак подошел прекрасно. Сверх калибратора можно провозить ноутбук и товары из дьюти-фри (о последнем развешаны объявления по аэропорту Римини).
Если честно, то после запихивания вещей на прошлогоднем рейсе S7, где на размер ручной клади никто не смотрел, а в результате часть вещей пришлось прямо из салона самолета перегружать в багаж, то мне подход "Победы" показался более здравым.
- Везут пассажиров на автобусе к трапу и проводят посадку через два трапа. Вроде бы пассажиры должны садиться в разные автобусы в зависимости от номера ряда, но мы соответствующей надписи не заметили и сели не в свой автобус. Думаю, не мы одни такие были.
Это, на мой взгляд, главный недостаток: не сама посадка через трап, а то, что приходится довольно долго на нем стоять на ветру и холоде, в сравнительно легкой одежде. Если бы людей из автобуса выпускали "порциями", было бы гораздо лучше.
А на обратном пути нас неожиданно подвезли к "рукаву", и мы высаживались через него.
- Маленькие расстояния между рядами. Не заметила разницы с другими компаниями, знаю лишь из сети. Для меня и мужа, который выше, вполне комфортные расстояния. Тем более, что вся ручная кладь умещается в отделения сверху, и есть место для ног под креслом спереди, которое на рейсах другших компаний часто забито вещами. Длинноногим можно доплатить за ряд, где растояние больше
- Не откидываются кресла. На мой взгляд, только лучше: на тебя не наваливается кресло соседа спереди.
- Не кормят. Не вижу проблемы: на три часа нам хватило шоколадок и батончиков. Воду приносят по первому требованию. Да, чай был бы приятней, но это мелочи.
- На креслах нет карманов для мелочей. Тоже не вижу проблемы: мусор стюардессы собирают, а дочитав бортовой журнал, я просто на него села :))
Всё! Других отличий я не нашла.
Взамен указанных ограничений "Победа" предлагает низкие цены и отлаженные процедуры, обеспечивающие быстрый оборот самолетов при отсутствии опозданий. Но именно этого мы и не получили.
Да, понимаю, новый год, цены везде высокие. И 16 с чем-то тысяч за рейс в Римини на фоне других цен показались вполне гуманными. Кстати, два года назад мы тоже собирались лететь "Победой", но в последний момент оказалось, что у "Аэрофлота" цена ниже...
Ужаснувшись цене за багаж на сайте агрегатора, мы отправились на сайт "Победы", где он был втрое дешевле. Доплатили за одно место багажа до 10 кг: под 1000 рублей в один конец. Нам предложили места рядом: около 400 рублей с человека, мы взяли, отказавшись от выбора места. Потом предложили страховку отказа от поездки из-за отсутствия визы или по болезни, тоже около 400 рублей. Учитывая, что на тот момент визы еще не было, а проблемы со здоровьем уже были, мы сочли за лучшее взять страховку.
Короче говоря, я так и не уловила, каким образом 16 тысяч с человека изящным кликом мышки превратились в 40 с лишним тысяч за двоих: то ли начальная цена на сайте "Победы" была больше, чем у агрегатора, то ли прицепилась еще какая-то страховка, то ли все верно, а я плохо считала. Факт в том, что такая цена лоукостера за 2 с лишним месяца до поездки даже для нового года показалась негуманной.
И второй жирный минус: опоздания. Судя по всему, "Победа" не выдерживает предписанный жесткий график. Рейс из Москвы задержали на 40 минут в связи с неприбытием самолета, рейс из Москвы, на котором мы улетали, тоже опоздал. Правда в полете мы частично нагоняли опоздания, и вернулись во Внуково почти точно по расписанию. Но учитывая, что мы могли бы дважды поспать лишние полчаса (выезжали в 5 утра из дома и в 8 из отеля), все равно обидно.
В общем, по итогам нашего полета, мне кажется, что "Победа" - неплохая компания, имидж которой несколько демонизирован с помощью СМИ. Иногда мне кажется, что "Победа" сама способствует этому, подбрасывая инфоповоды: тем самым они экономят на пиаре и знакомят пассажиров со своими правилами, а также с тем, что их надо выполнять неукоснительно.
С другой стороны, действительно дешевые билеты, по-видимому, достаются тем, кто покупает их за полгода и не на праздничные даты. Сейчас немало авиакомпаний предлагают билеты примерно по таким же ценам. При цене, сопоставимой с "Победой" или чуть выше, я предпочту другую компанию, потому что не нужно будет доплачивать за багаж (умещаемся в ручную кладь) и за места рядом (их дают бесплатно)