Гравированная панорама Москвы П.Пикара

Jan 12, 2015 19:23

       У этой графической работы есть разные названия:
- Панорама Москвы,
- Вид с Каменным мостом из Замоскворечья,
- Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки - на мой взгляд, самое удачное название!
       Для развития граверного дела Петр Первый пригласил из Голландии граверов на меди - Андриана Шхонебека и Питера Пикара. Работами мастеров этой школы и создается гравюра петровского времени, в том числе и эта гравюра.




Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки
Интересно, а как оценивали панораму раньше, начиная с XVIII в. ?
1 мнение -
       Picart, Peter и граверы Московской Оружейной палаты. Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки. Москва, 1707-1708. Без подписи.
Печаталась с 8-ми досок: на четырех больших листах - вид города, на четырех полулистах - «облака» и барочные  парные картуши с изображением российского герба с лентой, на которой выгравировано название: «Россейская столица Москва. Caesarea moscoviae metropolis Moscoa», и которую несут одиннадцать купидонов. Этот превосходный вид продавался Пикаром в Казенной книжной лавке. Формат листа: 256х83 см. Формат изображения: 242х71 см.
(Пекарский. Наука и Литера¬тура при Петре I, II. 681).
2 мнение -
       Пикар, Питер (Рiсагt) (1668-1737), голландец, па¬сынок  А.Шхонебека. Учился  и  работал  в Амстердаме. В 1702 году приехал в Москву. После смерти А.Шхонебека руководил гравировальной мастерской Оружейной палаты. В 1708 году переведен в гравировальную мастерскую  Московского  печатного двора,  в 1714 году - в Санкт-Петербургскую типографию. После ее упразднения в 1727 году получал пенсию от Синода. Подписывался:   РР.,   Пикартъ,   Пикардъ,   Пикторъ;   амстердамский гравер на меди резцом и крепкой водкой.
3 мнение -
       И.М. Снегирев в Памятниках Московских древностей детально описывает все сооружения, изображенные на панораме - текст можно посмотреть  
здесь.
4 мнение -
       Пикар, точно так же как и Шхонебек, сильно травил свои доски крепкой водкой; гравировал неряшливо и рисовал крайне плохо, a рисунки свои копировал с Ромейна де Хогхе и других современных ему голландцев. Образовал из русских учеников таких же плохих мастеров, каким был сам.
5 мнение -
       После смерти Шхонебека Пикарт возглавил гравировальную мастерскую Оружейной палаты. В 1714 году он был переведен в Санкт-Петербургскую типографию, которую возглавлял в течение 13 лет до 1727 года. В течение своей большой творческой жизни Пикарт создал огромное количество гравюр. В большинстве своих произведений Пикарт, чей творческий почерк отличается некоторой сухостью, выступает как документалист, точно фиксируя на листе события своего времени.  И Шхонебек, и Пикарт сумели понять задачи, стоявшие перед русской графикой того времени, и сыграли определенную роль в развитии гравировального искусства в России. Именно они были учителями замечательного поколения русских граверов начала XVIII века, таких, как братья А.Ф. и И.Ф. Зубовы, Л. Бунин, В. Томилин и другие.
Вот такие мнения!

Теперь пора кликнуть на фотографию и посмотреть ее в деталях:




Фрагмент панорамы Пикара  (правая часть панорамы в этой редакции не представлена)
Закончив чтение старых текстов, и внимательно изучив Панораму - давайте сами сделаем выводы и оценим эту работу.
1 - Она очень большая по размеру, общий формат листа: 256 х 83 см.  В доме просвещенного вельможи такая панорама, оформленная в раму как картина - вполне могла висеть на стене кабинета.
2 - В основе любой гравюры лежит рисунок.
Основной рисунок для гравюры выполнен - точка № 1 - с кровли Суконного двора, или с верхних  этажей палат на современной Софийской набережной, дом 6 - 8. Современное состояние этого дома ярко описано здесь.
Но увидеть с этой точки всю панораму невозможно, и конечно - были сделаны несколько рисунков с других точек, которые я обозначил на плане. Сколько всего было сделано подготовительных рисунков, об этом мы не узнаем, но очевидно не менее трех или четырех. На плане я условно показал три точки, с которых сам Пикар, а скорее всего и несколько его помощников, рисовали  отдельные фрагменты противоположного берега Москвы реки для будущей панорамы.



Фрагмент Мичуринского плана Москвы с указанием  мест,
откуда предположительно были сделаны рисунки для будущей гравюры
3 - Панорама состоит из отдельных фрагментов.
Левая часть панорамы - Старый Каменный мост и левая часть Кремля впечатляют своим реальным масштабом большинства изображенных сооружений. Теперь становится понятным, почему обычно в книгах представлена именно эта часть панорамы. Просто потому, что она внушает полное доверие к исторической достоверности картины.
Большой Каменный мост - Всехсвятский - основное сооружение на гравюре, мощные архитектурные формы которого и являются главным элементом всей панорамы. Годуновский запасной дворец виден между Водовзводной и Благовещенской башнями. Верх Спасской башни виден вдали, чуть правее колокольни Ивана Великого. Правее группы зданий на соборной площади - здания Приказов.
       И еще один фрагмент панорамы - ее центральная часть в более крупном масштабе:



Фрагмент панорамы - Кремль
Вторую, центральную часть общей панорамы - на которой правая часть Кремля и Китай-город - предположительно рисовал «не очень способный» помощник, особенно озадачивает своими вытянутыми пропорциями угловая Кремлевская башня, Беклемишевская.
Третья, правая часть панорамы со Швивой горкой дана схематично и в большинстве публикаций она обычно вообще не показывается.
4 - Ну и в заключение надо отметить пышность и парадность всей панорамы......!

И с сожалением отметить, что  архитектура Московского Кремля занимает на панораме очень небольшой процент от площади всей картины. Пикар создал парадную картину-панораму, с квадратными метрами облаков и  украшенную в духе его времени. Задача показать Кремль и более внимательно прорисовать все здания, очевидно, не была первостепенной в этой работе. Но на сегодня у нас так мало исторических сведений об архитектуре Кремля конца XVII - начала XVIII  веков, что мы должны быть благодарны П.Пикару и его помощникам  и за такую панораму.

Сканирование фотографий и обработка выполнена автором статьи.
При этом я проработал несколько вариантов и выбрал для публикации наиболее четкие материалы.

Литература:
- Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала XX веков. М,: Стройиздат, 1997.
- И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. М: Буксмарт, 2013.
- Большая биографическая энциклопедия.
- RARUS'S GALLERY - Пикар, Питер. Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки. Москва, 1707-1708.

Колокольня Иван Великий, 18 век, карты и схемы, Большой Каменный мост, здание Государевых Приказов, панорамы, Беклемишевская башня, литография, изобразительное искусство, 17 век

Previous post Next post
Up