Для начала скажу, что внимательно рассматривая «План Кремля в конце XVII века» в первую очередь невольно обращаешь внимание на необычный план здания в самом центре чертежа - так называемые Приказы. Комплекс зданий Приказов в XVII в. был одним из самых крупных сооружений Кремля. Просуществовал комплекс сравнительно недолго, с 1670-х по 1770-е годы, то есть приблизительно сто лет.
Его северная сторона формировала застройку двух главных площадей, Ивановской и Соборной. А южный фасад Приказов самым существенным образом влиял на вид Кремля со стороны реки и Замоскворечья и был, говоря современным языком, одним из главных градообразующих объектов древнего Кремля. Когда впервые, много лет назад, я увидел план Кремля XVII века, то сразу обратил внимание именно на вот эти наружные лестницы с северного фасада Приказов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/archistorik/72633956/61017/61017_900.jpg)
Чертеж. Проект реконструкции комплекса зданий Приказов в Кремле:
1. Вид со стороны Ивановской и Соборной площадей.
2. План на уровне второго этажа.
Можно сказать, что здание состоит из нескольких корпусов, поставленных на одной оси, каждый из которых имеет свою кровлю и отдельные входы на первый и на второй этажи.
И хотя открытые лестницы на второй этаж весьма характерны для древнерусского строительства, но в таком количестве в одном месте я еще не встречал. В научной литературе крыльцо с подобной лестницей называется «откидное крыльцо». Можно предположить, что стремление древнерусских зодчих не встраивать лестницу в объем здания зиждется не на боязни конструктивных сложностей, а именно из желания украсить фасад лестницей, создать эффект восхождения, или взлета на второй этаж дома, на котором чаще всего располагались и более парадные помещения.
История строительства рассказана в статье
Здание Новых Государевых Приказов.
Крыльца и открытые лестницы, очевидно, служили и своеобразными трибунами, со ступеней которых дьяки оглашали царские приказы. Вспомним народную фразу «Кричать на всю Ивановскую!», не про эти ли лестницы идет речь?
В качестве примера - похожая открытая лестница в Новодевичьем монастыре
Во всяком случае, рассматривая проект реконструкции Приказов, интуитивно веришь в правоту такого чертежа. Проект реконструкции показывает весь комплекс живописных построек, украшавших вершину Кремлевского холма в XVII в. Мне пока не попадались чертежи другого фасада, но наверное - они существуют.
А вот общий вид Кремля со стороны Москва-реки, выполненный художником К.И.Рабусом, посмотреть весьма интересно. Тем более, что в отличие от фантазийных работ многих авторов, этот художник воссоздавал древнюю архитектуру по историческим рисункам знаменитых иностранцев, посетивших Москву в XVII в.
![](http://ic.pics.livejournal.com/archistorik/72633956/61424/61424_900.jpg)
Рабус К.И. Вид Москвы времени Петра I. 1846 г. Исторический музей
Некоторые сведения о художнике. Рабус Карл Иванович (1800-1857). Живописец, рисовальщик, историк искусства, коллекционер. Пейзажист. Учился в Академии художеств в Петербурге ( 1810-1812) у М.Н.Воробьева. Преподавал в Училище живописи и ваяния в Москве (1842-1857).
Был преподавателем перспективы в Кремлевском дворцовом архитектурном училище.
Но для нас сегодня, пожалуй, самое главное кроется в том, что - «Картина исполнена по гравюре П.Пикара и Я.Бликланта (1707-1708)». Вот именно поэтому картину следует посмотреть очень внимательно. Это не просто живописное полотно, а скорее реконструкция Кремлевского ансамбля на определенный период времени. То есть иллюстрация по теме данного сайта.
И еще одна попытка, но уже современная, воссоздать вид Приказов со стороны Кремлевской стены - это рисунок В.М.Неделина.
Все вышеизложенное - это дальнейшие исследования и дополнения к материалам, уже представленным на сайте.
Литература:
Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала XX веков. М,: Стройиздат, 1997.
Образ твой, Москва. Москва в русской и советской живописи. М,: Московский рабочий, 1985.
И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. М: Буксмарт, 2013.