Чегото я по всем комюнити раскидал, а про самое профильное чуть не забыл. А между тем, недавно открыто после реставрации крыльцо южной паперти Благовещенского собора, можно идти и любоваться. При непреодолимом желании - даже трогать руками.
Это то, что принято называть Грозненским крыльцом (которое типа анафемированный царь построил чтоб смотреть службу в замочную скважину дверей собора). На самом деле крыльцо, выстроенное и украшенное богатой резьбой в середине 16 века, вело на паперть, служившую переходом между Дворцом и Казённой палатой, к сеням дворцовой сокровищницы. Помимо прочего, служило для торжественных выносов особо почитаемых реликвий, хранившихся в Палате в дни церковных праздников.
По этой, уже старой фотографии видно, что теперь портал и окно поменялись местами.
Разъяснения архитектора Георгия Евдокимова:
- Изначально портал вёл с крыльца на площадку перед сенями Казённой палаты. Но когда её разобрали и в очередной раз перестраивали эту часть на рубеже 18-19 веков, портал перенесли в соседнюю, западную стенку крыльца. А этот проём заложили и на внешнюю сторону образовавшейся перегородки перенесли белокаменное обрамление окна, которое прежде находилось, наоборот, на западной стене крыльца, только теперь оно стало не окном, а просто такой вот декоративной деталью. Разобраться очень не просто, мы сами далеко не сразу всё это осознали.
- До начала работ это обрамление окна выглядело как двухарочный наличник с висячей гирькой. Теперь выяснилось, что изначально вместо гирьки была третья, центральная опора.
- Это - единственный кусок сохранившейся придворной архитектуры грозненского времени. Даже в нём проявляется очень витиеватая, непростая структура утраченного ансамбля, которую мы ещё не осознали до конца, но пытаемся. Например, проясняется очень странный облик южной паперти, тогда ещё открытой - полы, выложенные черно-белой треугольною плиткой, стены расписанные под кирпич красно-белые, почти черные своды, белая резьба. Мы можем очень точно это реконструировать, но о воссоздании в натуре речи не идет, слишком много переделок 19 века. Тем не менее, и портал и окно собраны со всей возможной точностью, до 3-5 мм, точнее мы уже ну не можем поймать. Утраченные фрагменты блоков заменены камнями с упрощённой, непроработанной резьбой, чтобы внятно отделить подлинник от реставрационных дополнений.
Разъяснение замдиректора Музеев Кремля Андрея Баталова: “Перенос окна и портала на их первоначальные места был для нас исключительно вынужденной мерой. В результате совершенных ранее небезупречных переделок оказалось, что портал и окно невозможно отреставрировать не перемещая - они были грубо вставлены в технически совершенно неподходящие для них места. И поскольку натурные исследования позволяли буквально по кирпичу восстановить первоначальную ситуацию, то мы решились на такой болезненный шаг, чтобы методом анастилоза осуществить единственную технически возможную реставрацию крыльца и одновременно выявить слой грозненских перестроек в архитектуре всего собора.”
И в дополнение - современный план и реконструкция комплекса соборов и Казённого двора на 1550-е гг. (часть построек показана по первому ярусу, часть - по второму). Автор - Г.Евдокимов, Архангельский собор дан в реконструкции В.В.Кавельмахера. "Грозненское" крыльцо расположено у юго-восточного угла Благовещенского собора.
Сама южная паперть откроется для обозрения осенью.
Подробнее о ходе исследований и реставрации Благовещенского собора можно прочитать
ЗДЕСЬ.