К вопросу о побелке кремлёвских стен

May 12, 2010 23:25



Фото нач.20 века.
Вопрос этот периодически всплывает и в отдельных журналах и в сообществах, связанных с Москвой. А вот что говорит по данному вопросу Андрей Баталов (доктор искусствоведения, профессор, член федерального научно-методического совета при Министерстве культуры РФ, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры): "Первоначальный цвет кремлевских стен не мог быть белым, поскольку белый цвет всегда позволяет вести прицельный огонь. Поскольку при первом же попадании ядра штукатурка осыпается и тогда стреляющий может прицельный огонь вести. Поэтому естественно, это произошло тогда, когда кремлевские стены уже утратили свое оборонное значение, уже в более спокойный период. Но для того, чтобы постоянно как-то их не чинить уже ставшие не столь необходимыми стены, было велено 1 раз в 17 веке их побелить, для того, чтобы скрыть порухи, чтобы придать им более праздничный облик".
Впоследствии, вплоть до начала 20 века, стены (в основном, некоторые башни) периодически частично белили. По традиции. Что видно на приведённой фотографии (а равно и на ряде других снимков и живописных полотен).

А заодно, уж коль о Кремле заговорили, несколько слов о колокольне Иван Великий.




Фото 1900 г.

Очень часто её называют "колокольня Ивана Великого", что по сути своей неправильно.
"Официальное" её название: Церковь Иоанна Лествичника под Колоколы. Название «Иван Великий» (но, не «Колокольня Ивана Великого») появляется в документах - в ладанных книгах - уже в 30-е годы 17 века. Связано название «Иван Великий» с сакрализацией размеров храма-колокольни, поскольку церковь Иоанна Лествичника была самым высоким сооружением Москвы и в 16-м, и в 17-м, и в 18 веке…
И, кстати, она не всегда была белоснежной, такой какой мы её знаем сейчас. Колокольня меняла свой цвет. Она, как и большинство итальянских построек, имела роспись под кирпич. Подобную роспись можно сейчас увидеть на Соборе Василия Блаженного. "Кирпич красился, покрывался соответствующей краской, а затем прорисовывались швы - ровненькие, горизонтальные, замечательные. И таким образом получалась имитация такой идеально ровной кирпичной поверхности".

Если кому интересно, интервью с А.Баталовым здесь. Оно четырёхлетней давности, но актуальности по сравнению с пятисотлетним Кремлём, естественно, не потеряло:)

Колокольня Иван Великий, заметки и рассказы, 19 век, старые фото, фото, 17 век, 1900-е

Previous post Next post
Up