Во время первых круизов по Крымско-Кавказской линии гостями
турбохода «Леонид Собинов» было множество известных людей. Слухи о появлении в Черном море великолепного кунардовского турбохода быстро облетели многие города Союза, и люди были преисполнены желанием совершить морское путешествие на сказочном для советских людей лайнере. В одном из рейсов пассажиркой судна стала Алла Борисовна Пугачева. Вот воспоминания ее второго мужа Александра Стефановича. «Мы поднялись на борт «Леонида Собинова» и поняли, что не ошиблись. Все на турбоходе радовало глаз. Повсюду был какой-то нездешний лоск. Приветливая команда, вышколенная в зарубежных круизах.
Бары, ломившиеся от невиданных в СССР напитков. Прекрасная кухня, включавшая китайские и японские блюда. Массажная, сауна, бассейн (массажную и сауну оборудовали сами члены экипажа после передачи лайнера Черноморскому пароходству). Даже название лайнера оказалось нам близким. Мой друг, фотограф Валерий Плотников, делавший фотографии с Пугачевой, был женат на внучке певца Леонида Собинова, в честь которого и назвали судно.
Это был не круиз, а сказка. Капитан Николай Николаевич Сопильняк - красавец и настоящий джентльмен. Когда судно уходило из порта, на палубах звучала музыка из фильма «Крестный отец», и в это время капитан приглашал на ходовой мостик избранных гостей, угощая их французским шампанским.
Наша каюта оказалась шикарной - белый люкс с тремя комнатами и огромной ванной, в которой можно было разместиться вдвоем. На стоянках в портах капитан устраивал для нас пикники с шашлыками из парного мяса. Члены экипажа в шутку говорили, что в трюме команда откармливала баранов, вывезенных из Австралии.
Публика на судне оказалась солидной - никто не приставал, не предлагал выпить, не просил автографов. На фоне этой элиты советского общества мы были на особом положении, как личные гости капитана. («Леонид Собинов» в том году выполнял первые круизы с советскими пассажирами по Крымско-Кавказской линии, и в морском агентстве, продававшем билеты, не имели реального плана пассажирских кают. В результате часть кают оставалась «непроданной», находясь в скрытом резерве капитана, который иногда пользовался ими по своему усмотрению. На судне бывало много гостей, но они не всегда оказывались известными людьми. Среди гостей частили таксисты, мясники с рынка «Привоз», портные, иногда личные друзья семьи капитана и работников ЧМП…).
Были на судне, конечно, и одесситы, украшавшие общую атмосферу непередаваемым колоритом родной речи. До сих пор помню заслуженного тренера мужской сборной по волейболу Марика Барского. Развалившись в шезлонге на верхней палубе, он лениво подзывал какое-нибудь дитя, резвившееся возле бассейна, и говорил: «Мальчик, слушай сюда! Сходи в бар - принеси мне бутылочку чешского пива. И за это тебе ничего не будет!»
С капитаном Сопильняком мы подружились, общались потом в Москве. И однажды сообщили ему, что недавно поженились. Николай Николаевич очень огорчился: «Ребята, почему же вы не сказали мне тогда, что хотите расписаться? Я бы вам такую свадьбу на судне устроил».
У капитана Сопильняка, пригласившего на судно в качестве пассажиров Пугачеву и ее спутника Стефановича, были неприятности после возвращения в Одессу. Дело в том, что до турбохода «Леонид Собинов» Алла Пугаче ва и Александр Стефанович находились на теплоходе «Иван Франко». Их пригласили на судно в качестве артистов судового оркестра. Во время круиза Пугачева должна была выступить с несколькими песнями. Однако получилось так, что, будучи недовольной оказанным ей приемом и условиями проживания, примадонна устроила скандал. Капитан судна Юрий Александрович Орлов, уважаемый человек, выпускник первого набора ОВИМУ, доложил о случившемся по телефону начальнику морского агентства ЧМП товарищу Ходыкину и получил указание высадить с судна «скандалистку» в первом же порту. В тот же день в этот порт прибыл турбоход «Леонид Собинов», и капитан Сопильняк пригласил изгнанников на свой лайнер. Затем капитан должен был объясняться перед руководством ЧМП, «на каком основании он взял в рейс безбилетных пассажиров и почему, нарушив морскую этику, пригласил на борт тех, кто были выдворены с другого судна его коллегой».
Однажды я оказался невольным свидетелем путаницы, связанной с двойной продажей билетов в одни и те же каюты «Леонида Собинова». Осенью 1977 года после ремонта Ильичевским судоремонтным заводом, перед подготовкой к очередному рейсу в Австралию, судно выполняло прогулочный рейс из Одессы в Ялту и обратно. Во время посадки пассажиров в порту Одесса возникли проблемы, так как в ряд кают дважды продали билеты. Пассажиры, пришедшие раньше, заняли свои места, а прибывшие позже остались без кают и спальных мест. Не желая задерживать выход из порта, капитан распорядился уплотнить членов экипажа, предоставив их каюты части пассажиров, а оставшихся разместить на раскладушках в детской комнате и других помещениях общественного пользования. Однако группа пассажиров из Молдавии не была удовлетворена таким решением. Ночью они группой прибыли в каюту капитана Сопильняка, и он был вынужден уйти из своей каюты, предоставив ее в распоряжение пассажиров.
Все годы работы в Австралии моряки «Леонида Собинова» и «Федора Шаляпина», как и остальных пассажирских советских судов, ощущали жесткую конкуренцию со стороны зарубежных судовладельцев. Противостояние порой граничило с актами терроризма.
В мае 1977-го «Леонид Собинов» был готов к выходу из последнего австралийского порта Фримантл (Перт). За несколько минут до отплытия на борт прибыли полицейские и представители портовых властей, которые сообщили капитану Сопильняку, что обладают информацией о заложенной на судне бомбе. Они предлагали высадить пассажиров, произвести выгрузку грузов из трюмов и продовольствия, полученного в Австралии, для тщательной проверки содержимого всех ящиков. Пока капитан развлекал полицейских в своей каюте, начальник судовой радиостанции, первый помощник и два представителя КГБ связались с московской организацией «Морпасфлот», получив четкое указание: «Пассажиров не высаживать, груз не выгружать. Любой ценой уйти из порта, не нарушая расписание». Вероятно, начальство «Морпасфлота» обладало какой-то дополнительной информацией, дав официально такое смелое указание. Вместе с тем было ясно, что выгрузка из трюмов и провизионных камер займет несколько суток и рейс будет сорван.
Спустя 6 часов «Леонид Собинов» вышел из порта, начав 9-суточный переход в Коломбо. Как рассказывали позднее, Сопильняк, слывший гостеприимным хозяином, щедро угощал представителей австралийских властей и рассказывал анекдоты, которые на английском языке из его уст звучали лучше, чем на русском. Николай Николаевич говорил с легким украинским акцентом, но когда общался с иностранцами на английском, всем казалось, что это у него получается более элегантно, чем на русском. Он был мастером импровизаций, одну забавную историю сочинил для австралийских чиновников. Смысл анекдота заключался в том, что «на борту одного из самолетов австралийской компании получили радиограмму с сообщением, что перед вылетом террористы заложили бомбу. Командиру корабля предлагалось предупредить пассажиров и просить их не паниковать. Командир авиалайнера пригласил в кабину стюардессу и просил, чтобы она как-то дипломатично сообщила пассажирам об этом.
Обворожительно красивой стюардессе природа дала прекрасную внешность, но обделила умом. Она вошла в салон для пассажиров, имея в руках два куриных яйца. Девушка спросила у пассажиров: «Что у меня в руках?». «Яйца», - ответили пассажиры. «Сейчас я их стукну - и наш самолет взорвется». Так и случилось.
В том рейсе в самолете находились два одессита, проживавших в Австралии. Они упали в океан вместе с обломками самолета, но уцелели. Когда они увидели друг друга, то один спросил другого: «Слушай! Как тебе нравится эта хохма с яйцами?».
Во время получения информации, что на турбоходе находится бомба, весь экипаж получил задание: «Начать тщательную проверку всех помещений на предмет обнаружения посторонних предметов». Проверка не прекращалась до момента прихода в Коломбо. Тем временем ММФ СССР дало указание всем судам, находившимся на пути следования «Леонида Собинова», в случае необходимости прийти на помощь лайнеру. Пассажиры не подозревали, что существовала какая-то, даже мнимая угроза. Они весело провели время и, прибыв в порт Саутгемптон, трогательно прощались с членами экипажа.
Валерий Братушенко
Окончание здесь Начало и предыдущая часть здесь