28 февраля - 10 лет, как капитан Сергей Масленников с экипажем украинских «подфлажников» ушел из Ильичевска в рейс на буксире-спасателе «Zudar sexto». У берегов Республики Кабо-Верде по распоряжению владельца буксира команда оказала помощь терпящему бедствие судну. На «SOS» по-своему отреагировали испанцы. Власти якобы подозревали судно в нелегальной перевозке наркотиков. 25 октября 2003-го команду арестовали, после восьми месяцев содержания под стражей моряков переправили в Испанию, где еще два года находились в тюрьме до выяснения обстоятельств. Почти за три года им так и не предъявили обвинение. Морякам удалось покинуть страну. Масленников посчитал это бегством и косвенным доказательством своей причастности к наркотрафику. Остался, чтобы доказать правосудию невиновность как свою, так и экипажа. Через три с пооловиной года суд Мадрида заключил капитана под стражу на 9 лет и 1 день. С ноября 2009-го он скитается по тюрьмам. Сейчас в Леоне. Почти никаких контактов с Родиной. Прогрессирует опухоль горла.
Преданность мужу его жены Инны восторгает. Но она вынуждена быть рядом с больной матерью на Днепропетровщине. Живет отрезанная от СМИ, дипломатических служб и общественных организаций. Нет даже обычного компьютера для переписки. А именно сейчас появилась надежда на освобождение Масленникова.
Тюрьма - не от Бога
Сергей Масленников также живет в условиях крайне ограниченного общения. Его навещал настоятель Христо-Рождественского прихода Русской Православной Церкви в Мадриде священник Андрей Кордочкин. Попытался привлечь внимание телевидения к судьбе Сергея, и встречаться им запретили. Доверительные отношения с румынским священником, с которым было дозволение видеться, у Сергея не сложились. Жене как-то сказал, что не просил у священника исповеди.
- Я не преступник. Мне не в чем каяться, - произнес он. На этом телефонная связь оборвалась. Инна может разговаривать не часто, в лучшем случае раз в полмесяца. И не более одной-полутора минут, потому что, как объяснил ей Сергей, на связь выходить можно, но дорого. А так… короткие телеграфные фразы: «Как дела?» «Все в порядке».
- Но я же чувствую, что не все у него благополучно, - говорит Инна. Она надеется на помощь дипломата. «Моряк Украины» также написал письмо Полномочному и Чрезвычайному послу Украины в Королевстве Испании и Княжестве Андорра Сергею Погорельцеву. Очень надеемся на ответ. В частности, на вопрос, можно ли добиться, чтобы для Масленникова, если его нельзя освободить, место отбывания срока было перенесено в Украину?
Ведь, признаться, огорчительно в приватных беседах с моряками, да и не только, слышать мнение, что Украина для европейцев - страна третьего мира. Что в Испании ее никто из должностных лиц не считает нужным воспринимать всерьез и соответственно относится к ее гражданам. Между тем в Королевстве отказывают в проявлении милосердия даже служителям церкви. И только отец Андрей молится за томящихся в тюрьмах Мадрид-1, Мадрид-5, Саламанка, Астурия, Сарагоса, Альмерия, Кадис, Гран Канариа. Теперь еще - Леон.
Правосудие или милосердие?
Отец Андрей говорит, что вина многих заключенных, находящихся в испанских тюрьмах, не доказана и, быть может, не будет доказана никогда. И еще говорит: «Здесь нет ничего от милосердия - печали, возбуждаемой милостью ко всем. Где твоя правда, когда не имеешь любви? Почему не плакал ты о ближнем? Милосердие и правосудие в одной душе - то же, что человек, который в одном доме поклоняется Богу и идолам».
Священник приводит пример, когда четверо калининградских моряков просидели четыре года в ожидании суда. Потом были отпущены за отсутствием улик. Но, выйдя из тюрьмы, сразу же оказались в другой, так как срок визы истек.
«Другой пример - громкая операция против «русской мафии» - излюбленная тема испанской прессы. В июне 2008 года было арестовано более 20 человек. Мне довелось отпевать одну женщину, бывшую в составе этих двадцати, которая скончалась в больнице. С момента задержания и заключения этих людей под стражу прошло более четырех лет».
Также пострадал, получив 6 лет и 1 день, старший механик буксира «Zudar sexto» Владимир Калинин.
Сергей Масленников осужден на 9 лет и 1 день, а также к денежному штрафу в сумме 69 миллионов 610 тысяч евро по ничем не подтвержденному предположению, что он мог содействовать транспортировке наркотиков. Плюс один день значит, что он может выйти из тюрьмы по истечении этого времени сразу, а может - полгода спустя.
С человеком можно похоронить и его правду
Еще когда Масленников находился в Галисийской тюрьме, он вынужден был объявить голодовку, чтобы его обследовали. Так спустя четыре года ему сделали операцию по удалению опухоли в горле. Теперь снова появились боли. После настойчивых обращений со стороны консульства Украины в январе 2013 года ему сделали сканирование, которое обещали еще в октябре 2012 года.
- Обещали также огласить результаты сканирования через три недели, - сказала Инна. Но прошло уже больше месяца, а испанские врачи молчат.
Недавно на вопрос о самочувствии Сергея Масленникова пришло электронное письмо от отца Андрея: «Сергей звонит иногда. У него появилась опухоль на языке, врачи направляют на операцию. Диагноза на руках нет. Как только будет, он должен переправить его в консульство, и мы будем с диагнозом в руках требовать его освобождения по состоянию здоровья».
Инне Сергей ничего не сообщил об этом, чтобы не волновать. Но интуиция ее не подвела. Он впервые не поздравил ее с днем рождения. Значит, ему совсем худо. Неужели они хотят заморить его насмерть, озадачивается Инна. Чтобы похоронить и человека и его правду? Перспектива суда туманна. Нужно бить в колокола сейчас, пока он жив и может говорить. Когда есть надежда!
Есть ли капитаны в своем Отечестве?
Невольно задаешься вопросом: помнит ли страна своих капитанов? Имеет ли достаточно компетентных юристов, знающих международное морское право настолько, чтобы быть способными защищать украинских моряков за границей? Или не видит в них, а потому не ценит золотой кадровый фонд своего будущего флота, возрождение которого декларирует? Контрактное обучение судоводителя в Одесской национальной морской академии составляет в этом году порядка 16 тысяч гривень. Обучение длится 5,5 лет. За границей еще дороже. Там не разбрасываются столь редкими специалистами. В США капитана, попавшего в неумышленную аварию, не отправляют в тюрьму. Его делают наставником по безопасности курсантов мореходных вузов и колледжей. Нет более строгого и требовательного педагога.
Об этом знают в «Клубе капитанов и старших механиков ЧМП», в других неформальных объединениях морских спецов этого редкого профиля и назначения. Но ветераны советского флота, отстоявшие по 20, 30 и более лет на мостиках, сегодня больше озабочены проблемами выживания на скромную пенсию, чуть превышающую минимальную. И рады они, что могут хоть раз в неделю вместе собираться. Нет постоянного места для сборов и у членов «Ассоциации морских капитанов Украины», они встречаются то в подвале профсоюзов, то в Инспекции по подготовке и дипломированию, то на арендованной территории.
Жизнь на птичьих правах после десятков лет представительства в различных портах мира, наверное, тоже затрудняет их возможность поддержки моряков-соотечественников, попавших в беду.
Владислав Китик
Средства можно направлять на счет Инны Масленниковой,
Банк «Південний», р/с № 5274640002013424