36-я кают-компания «Морская библиотека Одессы» в библиотеке № 2 им. К. Г. Паустовского 26 февраля была посвящена Черному морю и Институту Морской биологии НАН Украины
Встреча с библиотекой через полвека
Галина Миничева, директор Института Морской биологии НАН Украины, доктор биологических наук на этот раз была гостем кают-компании. Гостья, надо сказать, прямо с порога угодила в собственное детство, в буквальном смысле этого слова. В детской библиотеке № 4 на первом этаже столетнего здания Градоначальницкой, 9 Галина Григорьевна получила когда-то свою первую книгу, когда была дошкольницей. Было этот 55 лет назад, когда отношение к книге было особое и носить ее тогда полагалось в отдельной папочке…
Что касается нынешней встречи с морской общественностью и писателями-маринистами, то тут несколько предпосылок. «Моряк Украины» давний друг академического института. Защита моря всегда была в приоритете у наших читателей. Партнерские отношения у редакции сложились еще в бытность директором ИнБЮМа (Института биологии южных морей) академика Ювеналия Зайцева, а затем Бориса Александрова. Оба руководителя выступали перед маринистами в библиотеке № 2 ЦГБС для взрослых им. Паустовского.
Это было в сентябре 2018-го. Галина Миничева выкроила время и приехала на встречу, чтобы продолжить тему.
- О Черном море можно говорить по-разному, - начала свое выступление Галина Миничева. - Можно воспевать художественно в прозе и стихотворениях. А можно подойти с точки зрения логики науки. Эмблема нашего института - морской конек или морской Пегас, который вдохновляет нас на исследования. У нас на биофаке было представление, что гидробиологи и орнитологи люди не от мира сего. Мы идем в профессию не ради заработка, а ради своей мечты. В 7 классе я увидела книги Ювеналия Петровича Зайцева «Твой друг море» и «За стеклом подводной маски». И после этого я больше ни о чем думать не могла. Я знала, чем я буду заниматься. Благодаря учителям, книгам, полученным из них эмоциям, многие, такие же, как я, тоже стали счастливыми, встав на этот путь.
Политическая история Черного моря
По традиции, заведующая библиотекой № 2 им. К. Г. Паустовского Карина Апаринова, прочитала цитаты Паустовского о море.
- Что же сегодня происходит с Черным морем? - задала вопрос наша собеседница. - Представьте себе, что квадратный метр моря - это 5 таких участков суши. И все удобрения, результаты новых технологий попадают в морской бассейн.
Украинский сектор относится к Северо-Западному участку Черного моря, с небольшой шельфовой зоной и крупными европейскими реками. На него приходится колоссальная нагрузка результатов действий человека. Проблемы Черного моря начались в 70-х годах 20-го века. Вода начала окрашиваться в яркие цвета. Рыба выбрасывалась на берег из-за недостатка кислорода - так называемых заморов. Когда много органического вещества и загрязнителей, попадающих с суши в море, начинаются серьезные нарушения.
Об этом заговорили ученые. У истоков науки об организации международной системы защиты Черного моря стоял английский профессор Лоуренс Ми, который инициировал экологическую программу объединения черноморских стран. А также, академик НАН Украины Ювеналий Зайцев, который не только был выдающимся ученым-гидробиологом, нашим учителем, но и с юмором подходил ко всему.
В 1992 году была подписана Бухарестская Конвенция, с чего началась политическая история защиты Черного моря. В этот период европейскими журналистами, было снято большое количество фильмов об экологических проблемах Черного моря. Это послужило толчком к следующему этапу. 31 октября 1996 года Министрами экологии всех шести Черноморских стран, был подписан важный документ - Стратегический План спасения Черного моря. Этот документ включал перечень всех экологических проблем, которые к тому времени сформировались в экосистеме Черного моря. Теперь эту дату празднуют, как день Черного моря.
Морской огород «взрывается» продукцией
Одна из главных проблем эвтрофирование - насыщение водоемов загрязняющими веществами, которые способствуют росту биологической продуктивности водных бассейнов. То есть, когда соединения азота и фосфора попадают в море, морской огород «взрывается» продукцией - водной растительностью. Только в море, водоросли, как капусту, на склад не отправляют, вот они и разлагаются в водной среде и забирают кислород, который так необходим обитателям моря.
Гипоксией - отсутствием кислорода страдают огромные территории. Огромный урон наносится биоразнообразию. Упрощается структура всей экосистемы. Первыми погибают большие животные. Там, где должны по аналоги джунглей ходить бегемоты, слоны, жирафы, остаются косули зайцы, а потом только маленькие мышки-полевки. Деградация биологической структуры происходит потому, что в море могут выживать только мелкие, быстро растущие виды, которые способны быстро перерабатывать большие объемы дополнительного вещества антропогенного происхождения.
На Пересыпи раньше работал Агаровый завод, который перерабатывал красную водоросль филлофору, которая в большом количестве произрастала на шельфе Черного моря, образуя уникальное по размерам скопление, названное в честь отрывшего его ученного - «Филлофорным полем Зернова». Она использовалась в пищевой и косметической промышленности. Но промысел закончился, когда филлофорное поле стало сильно сокращаться. А все потому, что фитоплактон, то есть различные водоросли начали активно цвести из-за загрязнения и отрезали филлофору от солнечного света. Но с 2000 годов мы стали фиксировать тенденции восстановления экосистемы.
Вселенцы Черного моря и Красная книга
Еще одна проблема - инвазивные виды, так называемые вселенцы, которых в настоящее время уже более 300 видов. К старым вселенцам, к которым мы давно привыкли - относятся рапана, морской желудь. Новые вселенцы - те, которые только пробуют найти себе жилище. Несколько лет назад мы обнаружили нового вселенца в Черное море - бурую, арктическую водоросль Хорду, которая является ближайшим родственником ламинарий. А, как известно ламинарии никогда не обитали в Черном море, и мы их можем купить только в виде сала на нашем Привозе.
Биоразнообразие Черного моря из-за холодного климата и распресненности по сравнению со Средиземноморьем гораздо скуднее. Многие виды к тому же исчезают. В Красную книгу занесены все виды крабов, морской конек, дельфины.
Сегодня Институт разрабатывает предложения для расширения сети морских охраняемых территорий Украины. Европа приняла положение, по которому каждая морская страна должна не менее 10% охраняемых территорий. На сегодня Украина является лидером среди Черноморских стран. У нас охраняемые морские территории составляю 11% от общей площади страны
Цветовая гамма на карте Черного моря
Благодаря совместной работе в Черноморской экологической комиссии, среди ученых изучающих Черное море сложилась дружная международная семья. Ежегодно, в рамках экологической программы ведется мониторинг и отчеты о состоянии национальных секторов Черного моря представляются в Стамбуле - штаб квартире Черноморской экологической комиссии. Гидробиологи всегда находили общий язык. С 2014 года Украина подписала соглашение с ЕС, по которому должна имплементировать ряд водных директив к национальному уровню. Это Водная Директива и Морская Стратегия. И всю биологическую часть, связанную с разработкой методологии перехода на европейские стандарты, выполняет именно наш институт. То есть, мы разрабатываем методологию, как перейти с национального языка стандартов к европейским. Разработана универсальная система мониторинга состояния Черного моря в цветах. Голубой и зеленый говорят о хорошем экологическом статусе, желтый, красный, оранжевый - нужно принимать меры. Достаточно посмотреть на карту и понятно, что где и как, в каком состоянии Черное море. Одесское побережье, например, на сегодня окрашено в желтый цвет и это означает, что у нас есть над чем работать.
Мониторингу Черного моря способствовал международный проект EMBLAS, в котором приняли участие различные специалисты. Состоялись экспедиции совместно с другими странами.
Морская игра для детей и взрослых «Дозорные моря»
В рамках проекта EMBLAS, профессор Борис Александров, бывший директор Института морской биологии НАНУ, и академик Ювеналий Зайцев придумали игру «Дозорные моря» для подростков, молодежи и людей, заинтересованных в том, чтобы помочь в определении экологического статуса моря. Любой человек, который отдыхает на море, если заметит определенный вид индикаторов, сообщает о нем по Интернету. И помогают ученым для сбора информации. Ведь чем мы больше знаем об окружающей природе, тем больше ее ценим и любим. Наша задача не только изучать, но и воспитывать, доносить информацию.
В ряду этих индикаторов, дозорный с наиболее лирическим названием стал моллюск Барнео кандида. Его раковина очень красива, раньше назывался «Крылья ангела». На пляже «Ланжерон» установлена скульптура - два крыла. Это был символ связи двух стран Украины и Грузии по изучению Черного моря. Копия этого памятника находится в Батуми. Но так случилось, что этот памятник стал символом ученых, которые ушли и посвятили всю жизнь Черному морю.
Пожар разрезал историю Института на двое
Пожар в Одесском колледже экономики, права и гостинично-ресторанного бизнеса на Троицкой, 4-го декабря 2019 года разрезал всю историю одесской гидробиологии на два этапа, до и после. Наш институт занимал верхний этаж этого здания. Во время пожара я оказалась вне института. Судьба на 10 минут задержала меня, я не успела зайти в здание. Последнее, что я видела Бориса Георгиевича в окне его кабинета, который был расположен рядом с моим. Я говорила с ним по телефону, просила выходить, но огонь уже преградил ему дорогу. Он остался в своей приемной вместе со своей помощницей Галиной Иванович. Мы очень надеялись, что пожарные их вывели, искали по больницам, но, увы. Все закончилось.
Мы потеряли нашего директора Института. Не прошло 40 дней, ушел из жизни наш учитель и наставник академик Ювеналий Петрович. Он просто не мог пережить этой трагедии.
Последние годы он жил у Бориса Георгиевича. Учитель и ученик ушли вместе. Одними из последних фотокадров была встреча с ними в библиотеке им. Паустовского.
Наш институт был полностью разрушен. Сгорели лабораторные, офисные помещения, библиотека. Но мы не сдались. На пятый день после пожара мы смогли вынести оборудование, все, что сохранилось. У нас было 20 аттестованных лабораторий, ущерб насчитывается в полтора миллиона гривен. Академия Наук Украины оперативно выделила помещения для размещения администрации, а также десяток лабораторных помещений на территории академических учреждений Одессы. Мы своими силами сделали ремонт, восстановили выделенные помещения и запустили исследования. Заработала администрация. Ни на один день не была задержана зарплата сотрудникам. Нам повезло, что бухгалтерия осталась в дальнем крыле, и мы смогли сохранить печать, устав института и специальные бухгалтерские программы.
Первые месяцы мы были погорельцы. А дальше уже решаем задачи. В 2019-м мы выполнили 27 экспедиций. В 2020-ом - 33 экспедиции. Соответственно подготовили и сдали больше отчетов. Мы не остановились ни на минуту. Нам помогали, прислали средства из Австралии для получения лицензии на выполнение подводных работ сотрудниками нашего института. И таким образом мы смогли проводить исследования. По результатам года Институт смог увеличить финансирование на 45% за счет хоздоговорных тем, международной тематики, интенсивности работы коллектива. Но до сих пор мы находимся в стрессе. А когда человек в стрессе - он мобилизуется и делает невозможное.
Да, мы еще не вывели институт на тот уровень, который был. И наша жизнь зависит от того, насколько мы докажем свою профессиональную необходимость, насколько мы полезны сегодня, насколько востребованы для нашей страны.
Птица Феникс одесской морской биологии
Нашим долгом станет реализация идей Бориса Георгиевича. Он мечтал об издании нашего научного журнала. Раньше морской экологический журнал издавался в Севастополе. Но теперь он закрыт. Мы возобновили его издание. В 2019-ом Борис Георгиевич задумал книгу - в популярной форме рассказать людям о Черном море. Мы дописали его книгу «Секреты Черного моря», благодаря проекту ЭМБЛАС. А также издали «Полевой определитель», с которым человек оказавшийся на морском берегу, может определять «дозорных моря».
Согласно теории квантовой перепутанности, о чем мы мечтаем и последовательно добиваемся, реализуется рано или поздно. Поэтому последний слайд - фотографии успешных морских академических институтов Болгарии, Грузии, Румынии, Греции, Латвии, многих морских европейских учреждений с которыми нас связывают долгие годы сотрудничества и дружбы. Восстановление украинского Института морской биологии дело чести морской державы. А не только Академии наук Украины. Чтобы вырастить специалиста, который сможет решать задачи на международном уровне, необходимо 8-12 лет. Очень надеемся, что институт будет восстановлен под одной крышей с хорошим оснащением на высоком уровне. Птица Феникс, погибшая в пожаре, сгоревшая дотла, возродится в еще более прекрасном виде, - подытожила Галина Миничева. Она подарила библиотеке книгу, задуманную Борисом Александровым «Секреты Черного моря» и обещала продолжить тему защиты моря в кают-компании «Морской библиотеки».
Инна Ищук, Анатолий Венгрук
«Моряк України», № 8-9 від 10.03.2021-го