Михаил Миюсов: Моряков нужно растить

Dec 08, 2020 20:37



Как обучаются моряки в условиях пандемии, сдают экзамены, как обстоят дела с практикой. Об особенностях учебного процесса ректор Национального университета «Одесская морская академия» Михаил Миюсов.

- Михаил Валентинович, какие особенности набора курсантов? Сколько набрали на стационар, заочное отделение? Есть ли девушки на первом курсе?
- Набор в этом году на стационар, практически такой же, как и как в прошлом. По заочникам существенно меньше. Условиями приема, даже для выпускников колледжей, предусмотрена необходимость предоставления сертификатов внешнего независимого оценивания. Наш контингент заочников - это плавсостав, у которого нет возможности записаться и сдать экзамены в установленные сроки. В связи с пандемией коронавируса многие задержались на борту судна более 6 месяцев, а некоторые и больше года.
Поступило несколько десятков девушек в институт морского права и менеджмента, а также в институт навигации. Есть девушки и в других институтах академии. На прошлой неделе у нас была встреча с представителями компании Нордик Гамбург. И они предложили девушкам-механикам пройти у них практику.
По филиалам тоже ситуация нормальная, прием прошел на уровне прошлого года.



- Какова география поступления?
-  Традиционно большинство абитуриентов к нам поступают из Одессы и других портовых городов Одесской области и Украины в целом. Но география достаточно широкая: представлены практически все области страны. Есть и Западная Украина, и Восточная, и Киев. Несмотря на пандемию, набрали 46 иностранцев на первый курс и 14 на подготовительное отделение. Немного меньше, чем ожидали. Большинство иностранцев из Турции. В связи с введением с прошлого года подготовки на английском языке стало больше иностранцев из Египта, Индии, Нигерии. Мы ожидали, что будет больше курсантов из Индии, там была проведена большая профориентационная работа.

- Как пандемия сказалась на учебном процессе?
- Учебный процесс существенно изменился. Начиная с марта с учетом жестких ограничений, введенных правительством, мы вынуждены были перевести учебный процесс в режим он-лайн. Также учли ограничения, касающихся преподавателей и сотрудников пенсионного возраста, перевели на удаленную работу. Научились не только читать лекции, но и принимать экзамены дистанционно. Самый тяжелый период был до начала июня, потом правительством были сделаны некоторые послабления.
Для плавательных специальностей провели заседания наших выпускных комиссий совместно с государственными квалификационными комиссиями Мининфраструктуры, чтобы выпускники могли получить рабочие дипломы. Естественно с соблюдением всех карантинных мер. Что касается института права и менеджмента, выпускные экзамены были проведены он-лайн. Но проблема была в том, что многие наши курсанты не смогли вовремя вернуться с плавательной практики. Ввели гибкую систему - по каждому курсанту принимали решение, сдвинули сроки сдачи экзаменов до конца октября. Для выпускного курса организовали дополнительную выпускную аттестацию, которая как раз сейчас заканчивается. Те, кто не смог получить диплом в июне, как по дневной, так и заочной форме обучения, проходит выпускную аттестацию в ноябре.

Что касается учебного процесса в этом учебном году, с учетом введенных ограничений, мы все лекции и практические занятия проводим дистанционно. Лабораторные и тренажерные занятия курсанты проходят в академии, в группах не больше 20 человек, как установлено нормами.
Надо сказать большое спасибо нашим иностранным партнерам и их представителям в Украине, что они продолжают брать курсантов на практику. Несмотря на серьезные ограничения, мы вышли на уровень прошлого года по количеству находящихся на практике на судах курсантов. Потребность в кадрах достаточно большая. Мы видим, что часто не хватает старших, вторых помощников капитана, вторых механиков, электромехаников, которых надо «выращивать» из кадетов. Несмотря на пандемию и экономический кризис объем перевозок сократился незначительно. Конечно, в пассажирском флоте сейчас все плохо. А вот контейнерный флот показывает значительный рост фрахтовых ставок, повышение прибыли лидеров контейнерных перевозок. Несмотря на общий спад мировой экономики, Всемирная торговая организация прогнозирует около 9 % снижения мировой торговли в 2020 году и последующий рост на 7 % в 2021 году. Китай уже обеспечил 5% прирост. Экономика частично адаптировалась. Надеемся, что количество рабочих мест для украинцев не уменьшится.

- Общественность считает, что Морская администрация должна быть ближе к морю, к морякам, учитывая их интересы. Моряки устраивают протесты. Что вы думаете о реформах морской отрасли, видите ли вы свет в конце туннеля?
- Ситуация, конечно сложная. У нас открытое общество. И то, что у нас происходит, видят не только внутри страны, но и международная морская общественность. Есть опасность, что в какой-то момент иностранные судовладельцы из-за уровня коррупции в системе дипломирования могут отказаться от услуг украинских моряков. Конечно, создание Морской администрации является существенным достижением, но пока она не сумела организовать свою работу таким образом, чтобы решить проблемные вопросы, связанные с дипломированием моряков. К сожалению, Мининфраструктуры не слышит ни моряков, ни учебные заведения, ни морскую общественность. Министр инфраструктуры полагает, что ликвидация Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков позволит победить коррупцию в системе дипломирования. Но схемы выстроены таким образом, что они, как бы, не имеют никакого отношения к действиям чиновников. Схема работает в тени через посредников, а моряк не может получить рабочий диплом. Особенно опасно, что эту схему пытаются распространить на выпускников учебных заведений. Мы считаем, что первый рабочий диплом должен выдаваться выпускнику морского учебного заведения на основании результатов выпускной аттестации, в которой участвуют профессионалы отрасли.

Более пяти лет мы говорим, что Положение о званиях лиц командного состава не соответствует целому ряду норм Закона «О высшем образовании». Положение большое и сложное. Работать над его переработкой необходимо совместно представителям Морской администрации, учебных заведений, бизнеса, профсоюзов. 16 ноября этого года был подписан приказ № 787 Министром инфраструктуры Украины о создании межведомственной рабочей группы для усовершенствования нормативно-правовых актов по вопросам подготовки моряков. В рабочую группу вошли министры инфраструктуры, образования и науки, их заместители, другие представители этих министерств, Морской администрации, нашего университета, Херсонской морской академии, Государственного университета инфраструктуры и технологий. Надеемся, какое-то движение будет.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук
«Моряк Украины», № 46 от 25.11.2020-го


Курсанты, ОНМА, Миюсов Михаил

Previous post Next post
Up