Анатолий Лапин - Роман с морем длиною в жизнь

Dec 02, 2020 20:24



Этот рассказ о замечательном человеке, нашем земляке, одессите, капитане Лапине. Родившись 15 сентября 1936 года, в глуши Кулундинских степей, на Алтае, в скромной семье обходчика железнодорожных путей, он провел раннее детство в далекой и щедрой Сибири. Никто и предположить не мог, что этому мальчику выпадет такая удивительная судьба.
Морем «заразился» в Карелии
В тяжелом 46-м, семья переехала в Карелию, в район станции Сартавала, куда был командирован отец на восстановление Карело-финской железной дороги, полностью уничтоженной, как и все вокруг, во время боев на знаменитой «линии Маннергейма». В этот страшный год, семья, за малым, едва не умерла от голода. Но со временем жизнь наладилась, юноша прекрасно учился, уже тогда проявляя себя прирожденным навигатором и романтиком, с любовью совершая путешествия по Ладоге, под парусом, сшитым из старой материнской простыни, с томиком Есенина в руках. Однажды, на станцию приехал демобилизованный матрос-инвалид, сражавшийся в Заполярье. Этот «вестник судьбы», своими рассказами о море, окончательно разжег в душе юноши страсть к мореплаванию.
Не взирая на протесты и уговоры родителей, и даже на обещание купить ему аккордеон, Анатолий в 15 лет, на крыше товарного вагона, подобно легендарному Чиполлино, с котомкой за спиной, навсегда уехал из родного дома навстречу судьбе.

На китобоя учился в Мурманске
Он приехал в Мурманск, и в 1951 году поступил в первое в СССР мореходное училище министерства рыбного хозяйства. Судьба улыбалась ему, в приемной комиссии выяснилось, что у него не хватает возраста для поступления, но сердобольная секретарь, видя горящие глаза паренька, слегка «подкорректировала» заявление. В те годы курсанты проходили, еще парусную, практику возле острова Рыбачий...
     В одну из штормовых ночей, он услышал рассказ своего руководителя об ужасе сталинских репрессий, лагерях, разочаровании... фраза, сказанная тогда, врезалась в душу курсанта на всю жизнь: «За что боролись, сынок, на то и напоролись...». Проведя лихую курсантскую юность, с кокардой и в бушлате, он с отличием закончил училище и получил назначение на работу, в гремевшую на всю страну, краснознаменную китобойную флотилию.
     Фанерный саквояж, две пары сменного белья, тельняшка, 3-х дневный паек, плацкарт, гудок локомотива и вот она, желанная и незнакомая Одесса - мама, город теплого моря и красивых женщин. В ожидании рейса жил в отеле Лондонский, в номере их было восемь человек. Привыкший рано вставать, курсант бегал для всех за горячими одесскими бубликами в булочную, расположенную на тогдашней улице Карла Маркса у арки в знаменитый Пале-Рояль, который тогда именовали сквером Чарльза Дарвина.

Рыбак, он дважды моряк!



Первым его судном был китобоец «33-й Беспощадный», и первым портом захода прекрасный Монтевидео, где Анатолий впервые в жизни купил себе гражданскую одежду - голубые клеши и пиджак апельсинового цвета.
     Работа китобоев была очень трудной. Молодому штурману пригодились навыки спортсмена,приобретенные еще в Карелии, выносливость полярного Мурманска и природная самодисциплина. Платили там хорошо, но грустные глаза кита, пронзенного гарпуном, ранили душу.
     Лапин вскоре поступил на заочное отделение судоводительского ф-та ОВИМУ и с отличием его закончил.

На турбоходе по горячим точкам
      Первым грузовым его судном был «Приднепровск», где он работал под руководством прекрасного моряка, Сергея Ивановича Демина, который и далему представление в капитаны. Став капитаном в 29 лет, он принял судно сухогрузного флота, турбоход  «Физик Курчатов», на котором, в том числе, совершил ряд рейсов на Кубу в разгар  Карибского кризиса, участвовал в прорыве морской торговой блокады Вьетнама, при помощи судового оборудования обновил карту захода в порт Момбаса в Кении.
         В 1972 году Лапин был рекомендован на работу, в представительство «Совинфлота» в Индии, в Бомбей. Индия, крупнейшийазиатский союзник СССР, получала огромное количество советских грузов. Капитан Лапин, отличный профессионал, блестяще владевший английским языком, преобразил представление индийских партнеров о советских моряках. Одним из первых советских специалистов он был принят в члены престижного английского клуба Breach Candy Club. Кроме оперативной работы, активно занимался розыском затерянных грузов,вернув стране товаров на миллионы долларов, в том числе турбину для крупной электростанции! Старалась не отставать от него и супруга, Татьяна Андреевна, работавшая в представительстве «Аэрофлота» в Бомбее. Молодая, красивая и культурная пара, они были горячими патриотами своей страны, всячески стараясь улучшить имидж советских людей в глазах индийских бизнесменов и иностранной колонии.

Дипломатическая и культурная миссия
Артистичный весельчак, прекрасно игравший на гитаре, он был последовательным собирателем и знатоком морского фольклора, украшая одесскими песнями вечера «Родная гавань» во Дворце моряков на Приморском бульваре. В годы жизни в Индии, к знаменитой, одесской «Виднеются в тумане огоньки» он сочинил два своих, актуальных куплета«Персидского залива духота, Шат-эль-Араб, с его библейским раем, и городов арабских теснота, динары с дырками и финики с папайей.А над Бомбеем, волшебная Луна, а над Бомбеем,тучи грозовые, дождей тропических густая пелена, и в бухтах маяков огни немые».
Пережив в 1982-м году тяжелое эмоциональное потрясение после смерти горячо любимой жены,он начал писать картины маслом, в «подражание Айвазовскому», где его единственной музой было конечно, море. Талантливый, щедро одаренный природой человек, он жизнь посвятил морской стихии, основал настоящую морскую семейную династию.

Эксперт ИМО
Разгром и развал ЧМП - крупнейшей судоходной компании мира, которой Лапин гордился и которой отдал 34 года своей жизни, он воспринял как трагедию, как личное поражение. Закончив карьеру судоводителя в 1999-м году, он стал членом панели экспертов по надзору за качеством  мореплавания от IMO, London (Международная морская организация), самой авторитетной в мире организации под эгидой ООН по вопросам морского торгового судоходства.

Лицо и совесть капитанов Одессы



Избранный четырежды председателем Ассоциации морских капитанов Одессы, он последовательно боролся за сохранение морского статуса города,его культурного морского наследия, за создание независимых морских профсоюзов Украины, за достоинство одесских моряков, предоставление имравных прав с представителями других наций на международном рынке труда, за спасение Одесского морского музея, против превращения любимого города в нищую «морскую провинцию»..., всячески изыскивал возможности для помощи нуждающимся пенсионерам-морякам, ветеранам флота.
       Опытный капитан, глубоко уважаемый сослуживцами, он очень ценил в людях ясность принципов, честность и командирские качества.Наверняка он не был идеальным человеком, но однозначно был из тех, кто своим горением «развеевает тьму» и не дает планете вращаться вспять.
20 ноября 2020 года, на 84-м году жизни, Анатолий Дмитриевич Лапин скончался. Вот и все. Свечи погашены,траурный букет фланирует на волнах, все дальше уплывая в даль... Роман с морем длиною в жизнь завершен.
Одесситы могут гордиться своим земляком, а уж «самое синее в мире» - Черное море его..., гордится им, наверняка.

Людмила Лапина,
«Моряк Украины», № 47 от 2.12.2020-го

Память, Капитаны, Работа в море

Previous post Next post
Up